Больше рецензий

Bad_Wolf

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2014 г. 21:23

426

5

He thought about it some more,
thought about alliances <...>. He regretted the bridges
he had not built, <...>, and the bridges he had never had
a chance to build—his brother Nemolis, for one.
And he knew that if the rest of his life was spent
in building bridges, that would be no bad thing.

Katherine Addison, "The Goblin Emperor"


Однажды в богами и богинями забытое поместье прилетает курьер с вестями, навсегда изменившими жизнь полугоблина-полуэльфа Майи: его отец и все старшие братья погибли при крушении воздушного корабля, так что теперь Майя, всю жизнь проведший в изгнании, в одночасье стал императором всех земель эльфов. Ему надлежит сей же час явиться во дворец, занять подобающее место и, собственно, быть императором - роль, к которой его никогда не готовили в силу целого ряда причин. У него нет друзей, зато есть тьма недовольных им, он абсолютно не разбирается в политике и подводных течениях, зато разбирается в людях, он совершенно не похож на своего покойного отца и не хочет быть похожим на него. Он привык жить в уединении, а сейчас его ни на минуту не оставляют его охранники - нохэчареи (две смены по два человека: один - защитник тела, второй - защитник духа; один из них даже ночью обязан находиться непосредственно в покоях императора), к тому же, теперь у него есть личные слуги - эдочареи, да ещё и персональный секретарь. Не говоря уже о персональном Парламенте, именуемом здесь Коражас, в котором Свидетели (читай - министры) во главе с Лордом Канцлером вовсе не собираются давать юному императору какие-то поблажки. А ещё... хотя нет, всё это бесполезно описывать, это надо читать.

"Император-гоблин" - не та книга, которую читаешь ради экшна, крутых поворотов сюжета, зашкаливающей эпичности или драмы. Здесь остаётся лишь наблюдать за тем, как абсолютно не подготовленный к дворцовой жизни и интригам мальчик пытается стать хорошим правителем и при этом остаться достойной личностью. И, кстати говоря, главный герой очень быстро завоёвывает читательскую симпатию, потому что он умный, рассудительный, с хорошим чувством юмора, а ещё у него большое сердце и не притуплённое чувство справедливости. Поэтому, читая историю Майи, императора Эдрехазивара Седьмого, от души желаешь, чтобы у него всё получилось, чтобы он прошёл все испытания и не остался в одиночестве. Это книга о дружбе, ответственности, дворцовых интригах и, наверное, поисках верного пути.

Несмотря на то, что большая часть действия происходит в императорском дворце, не создаётся ощущения изолированности этого самого дворца от окружающего мира. Да, конечно, это мир в мире, но он не плавает в пустоте, потому что автору было, видите ли, лень прописывать фон - нет, здесь потихоньку складывается впечатление о тех землях, в которых разворачиваются события, делаются акценты на особенности существования его жителей. Хоть в жанрах и заявлен стимпанк, он-то здесь присутствует весьма номинально: пневматическая система передачи сообщений, воздушные корабли, больше проходящие фоном, да подъёмный механизм моста - вот, пожалуй, и весь стимпанк, никаких бронзовых автоматов, механических ангелов и тому подобного.

Ещё одно несомненное достоинство книги - язык. Официальное "we", используемое всеми - от императора до младшего помощника повара - добавляет атмосферности, при этом не утяжеляя повествования; в то же время, когда император мысленно отчитывает себя, он переходит на непривычный нам сейчас слог: "Thou hast resources, if thou wilt stretch out thy hand to use them". Использование же "I" для обозначения первого лица единственного числа допускается лишь во время неформального общения. Такие вот лингвистические мелочи обогащают язык, делая книгу ярче.

К тому же, мне нравится, что автор не забывает, что пишет она не про людей, а про эльфов и гоблинов, у которых эмоции отражаются не только на лице, но и в движении ушей, поэтому очень забавно временами читать, что император пытается не просто сохранить спокойное выражение лица, но и держать уши под контролем. Отдельно стоит отметить юмористические моменты - они очаровательны, и хоть сами по себе мало что скажут человеку, не читавшему романа, в контексте повествования они заставляют широко улыбаться и прятаться за книжку от недоумевающих взглядов пассажиров в метро.

И ещё одно "спасибо" автору уходит за приложение по правилам произношения имён и названий, а также за расшифровку основных титулов, обращений и суффиксов. Правда, кое-кто (не будем тыкать пальцем) дошёл до словарика уже после прочтения, поэтому это кое-кто считает своим долгом посоветовать потенциальным читателям держать эту подсказку под рукой, ну или просто знать, что она есть.

Эта книга совершенно точно понравится не всем хотя бы потому, что в ней нет чёткого сюжета, единой линии, которой следует повествование, динамично развивающихся событий и, собственно, конечной цели. "Император-гоблин" вполне мог бы стать началом цикла, но автор оставила его отдельным романом, пообещав, правда, книгу-компаньона. На мой вкус, это произведение отлично подходит для того, чтобы отдохнуть от реалистичного, тёмного и эпичного фэнтези и погрузиться в другой мир (в котором, правда, звучат лёгкие отголоски циклов «Горменгаст» и The Queen's Thief), где история заканчивается с большой надеждой на будущее.

Комментарии


А можно книжечку попросить?


Естественно :) Лови!


Yay! Спасибо!