Больше рецензий

19 ноября 2009 г. 16:31

26

3

Сюжетная линия книги, благодаря популярности, известна многим: пятнадцатилетний мальчик, больной аутизмом, обнаруживает мертвую собаку соседки и решает узнать, кто убийца. Параллельно со своими поисками он пишет книгу, в которой описывает каждый шаг своего расследования, и мечтает сдать экзамен по математике на А-уровень.
Так как сама тайна очень скользкая (так же, как и Большая, связанная с его родителями), а Кристофер в силу своей болезни испытывает неспособность предугадать действия других людей и с кем-то подружиться, то большая часть текста содержит моменты, в которых Кристофер преподает нам своеобразные логические уроки (например, о противоинтуитивной природе сознания и вероятности).
Несмотря на прекрасное изображение аутиста, «Загадочное ночное убийство собаки», как произведение оказалось для меня несколько скучноватым. Например, мне было не очень интересно, когда Кристофер пустился на поиски вокзала и когда он пытался добраться до поезда в Лондон.
Моя главная критика этого романа относится к его длине. В книге всего 304 страницы, и шрифт, хоть крупный и приятный, позволил этой короткой истории занять место достаточно крупного произведения. Почему эта история должна быть настолько короткой, я так и не поняла. Как следствие, развитие сюжета и тайны убитой собаки занимают лишь треть книги. А после того, как загадка нам открывается, Хэддон, по-видимому, начинает новую историю. Проблема в том, что он не дает себе время, чтобы грамотно обставить этот переход от одного конфликта к другому. Мы даже не встречаемся с образом матери Кристофера до середины книги, и моменты её взаимоотношений с сыном ближе к финалу весьма сухие и наигранные. Самое интересное в Кристофере это его взаимоотношения с другими людьми. Но вместо этого автор тратит впустую драгоценное время на его математические проблемы. А ведь не только в арифметической гениальности состоит уникальность этого мальчика!..
Этот роман мне чем-то напомнил фильм «Человек дождя», раскрывающего проблему общения больных аутизмом и людей, которые их окружают. В «Человеке дождя» Реймонд повторяет свои и чужие фразы по нескольку раз и не очень хорошо понимает вопросы, заданные ему. В нашем же романе Кристоферу трудно понять человеческие эмоции. Он делит их только на «счастливые» и «грустные».
Конечно, книга достойна быть образцом раскрытия характера больного аутизмом человека. Но на книжном рынке подобных произведение с каждым годом всё больше и больше. Популярность этой темы пока держится на высоте. И мне кажется, через какое-то время «Загадочное ночное убийство собаки» затеряется среди такой литературы, и не будет вызывать всеобщего ажиотажа.