Больше рецензий

gennikk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2014 г. 13:37

416

2

Книга из разряда "Начиналось всё не плохо..." Начало было бодрым и обнадеживающим. Что-то знакомое в персонажах и ситуациях. И я все ждал когда, когда же начнется поток иронии над современным театром? Когда вскроется подноготная правда театрального закулисья? Назначение актера на роль Джульетты, Лоренцо - буддийский монах, все это прямые отсылки к нынешним режиссерским находкам. И я уже начал надеяться, что это будет этакий современный "Театральный роман". Обретший надежду - печаль обретает. Как "История" может сравниться с "Романом"? Кто Соломонов по сравнению с Михаилом Афанасьевичем? Никак и никто!

Дальше...

Первая часть "Театральной истории" читается легко и бойко, есть в ней и юмор, и узнаваемые ситуации. Вот чего в ней нет так это развития и динамики. Где-то в середине повествования она проседает, становится нудной. Интрига становится неинтересной. Уже понятно что все закончится бунтом, безжалостным и глупым. Автор начал сваливать все в кучу, не доведя до хоть какого-то логического завершения ни одну из линий. Как говорится в среде драматургов, людей театральных, не знаешь что делать с героем - убей его. Автор начал убивать свое же произведения, потому как не знал как его закончить. В середине истории возникли пространные "церковные" сцены, с молитвами, проповедями и всем полагающимся антуражем. Потом сцена отпевания, которую господин Ганель превращает в фарс. Потом повтор с отпеванием Сергея Преображенского, превращенное в митинг. Произведение перенасыщено перевертышами - актер репетирует Джульетту, театр-храм и храм как театральные подмостки, и так далее. Конечно, вольно или невольно, сие произведение будут сравнивать с "Театральным романом" Булгакова. Но он оно, произведение, не идет ни в какое сравнение. Если Булгаков был в театре, служил, работал в нем, и сумел быть над театральной схваткой, то Соломонов театр не любит, как и не любит многое другое. У него все поверхностно. Актуальность, он заменил злободневностью, а то и просто неприкрытой злобой, вместо юмора у него получается "высокоинтеллектуальный" стёб. Имена и фамилии персонажей напыщенны и претенциозны. Все написано с высоты снобистского взгляда.
В итоге, началась "Театральная история" за здравие, а кончилась за упокой.
P.S. Единственно приятный момент стихотворение Юрия Шмидта "Смерть артиста". Но к этому Артур Соломонов не имеет никакого отношения.