Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

13 ноября 2014 г. 10:48

2K

4

"Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актеры" - сказал как-то один великий Уильям.

"Фуй, банальщина" - скажет в ответ на это ему Бекка Шарп. А может и не скажет, или скажет, но не такими словами, выразится поизящнее, а может, и не выразится, а состроит рожицу и передразнит, репертуар у Бекки разнообразен. Наверняка можно сказать только, что она умудрится одновременно Шекспиру и польстить , и подколоть, и состроить глазки. Уильям был бы в восторге от такой актрисы, думается мне. Я же

в очередном восторге от сатирического жанра. Теккерей - великий сатирик. Он решил вывести себя в этом романе в скромной роли бога, нет, режиссера-сценариста-кукольника, ведущего своих несовершенных кукол на ленточках сквозь полчища жизненных сцен, неурядиц, пиков и провалов. И роль эта ему удалась на славу. Нет сценариста более ироничного, когда нужно высмеять, как нет и режиссера более понимающего, когда нужно оправдать. От этого, кстати, слегка страдает восприятие персонажей. Вот в этой части автор (и рассказчик в его лице) всячески изощряется, описывая, насколько же герой туп. Или умен. или кроток. Читатель проникается, да-да, говорит, я понял, Эмилия кроткая красавица, а Ребекка - стерва. А в следующей части хоп! и кротость оборачивается ограниченностью на грани с идиотией, а стервозность трансформируется в живость ума и игривость натуры. И таких перевертышей за книгу тысяча и один. Еще немного

раздражали длинные разглагольствования рассказчика о временах и нравах, периодические нравоучения, этакое моралитэ, но я списываю это на манеру повествования эпохи, этим же грешат, хоть и не в таких объемах, Диккенс, сестры Бронте, Гаскелл, а ранее и Остен. Пусть. Главное, что

Ребекка Шарп, она же миссис Родон Кроули, прекрасна. Да, легко можно понять, почему ее считали отрицательным персонажем в буржуазно-лицемерном викторианском обществе - она же квинтэссенция этого общества, суть его, а что люди менее всего склонны прощать другим? Правильно, свои же недостатки. Так что у Ребекки не было шансов. Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, она живая, она великолепная. Она даст фору любому герою-трикстеру прошлых и будущих времен: лисе Алисе, лису Рейнарду, Остапу нашему всему Бендеру, даже незабвенной Скарлетт О'Хара. Подольстится, похвалит, улыбнется, и вы сами понесете ей свои денежки, приговаривая "Ай, какая Бекка умница, какая молодец!" Трудно не влюбиться в Бекку. В противовес ей автор создал

Эмилию, про которую вначале думаешь, что вот она, идеальная главная героиня, прелестная девушка, скромная, обаятельная, приличная... но нет, вылетай, птица обломинго - Эмилия дура! Дура, дура, дура! Не было еще в литературе персонажа, от которого так замечательно скрипелось бы зубам и скрючивалось пальцам. Несть числа ее ошибкам, ее ограниченности, ее преклонению перед неверным мужем и покорности. Это из таких вот эмилий вырастают потом Маргарет Броуди из небезызвестного романа Кронина. Нехорошо так говорить, но Эмилии еще повезло, что муж ее умер так скоро. И вдвойне повезло сыну Эмилии, что дед (хоть тоже тот еще подарочек) из-за бедности матери забрал его себе, но так хоть какой-то шанс у него есть вырасти нормальным. Это ужасно, когда матери растворяются в детях, живут их жизнью, отдавая им все, забывая о себе, портят жизнь своим же детям напрочь. Правда, у Эмилии изначально не было ни характера, ни личности, ей только дай волю, тут же растворится в ком-нибудь, в муже, в ребенке. Кстати, вспоминая о

Скарлетт. С самого начала этого убойного по размерам романа меня преследовала мысль о ней, настолько явны отсылки в "Унесенных ветром" к Тэккерею: две героини-антагонистки, страстное желание быть принятой обществом одной из главной героинь, фантомная якобы любовь к надуманному образу мужчины, перипетии светской жизни на фоне войны. Никоим образом на умаляю достоинств романа Митчелл, но слизано же? Да и у Толстовской "Войны и мира" тоже есть что-то общее с "Ярмаркой", эпичность, многофигурность, на уровне идеи? Ну и вскользь упомяну, что и у "Снобов" Феллоуза, а если брать кино, то и у "Госфорд-парка", "Аббатства Даунтон" - тоже ноги растут отсюда. Что за

эпохальный роман.

Игра в классики III тур
Читала вместе с Romawka20 . Танюш, спасибо за компанию. Жду твою рецензию!

Ветка комментариев


Немножко того, а вообще такой хороший, что с трудом верится.
Насчет дуры: меня в принципе такие героини жутко раздражают, но Эмилия - исключение. То есть я понимаю, что она дура, но все равно ее жалко, и я рада, что конец для нее хороший.
Но как меня каждый раз радует это место в конце:

...Эмми - под руку с Джорджем (ныне превратившимся в чрезвычайно элегантного молодого человека), а полковник- подхватив маленькую Джейн, которую он любит больше всего в мире, больше даже, чем "Историю Пенджаба".
"Больше, чем меня", - думает Эмми и вздыхает.

Она еще и вздыхает, ты понимаешь!))


Нееееет, Эмилия для меня не исключение, она для меня возглавила сонм дур :))) Еще и вздыхает, говоришь :))))))))) Непроходимая )))))
У меня исключение Маргарет Броуди, всем она ненавистна, до чего семью довела, а мне ее жалко...


Вот Маргарет мне было не жалко.


Меня ее смерть потрясла... Так страшно мучиться и быть никому не нужной... Я понимаю, что сама виновата, но все же.


Меня вся книга потрясла.


Да. Меня тоже.


А ты тоже считаешь Бекки прекрасной? :)


Она прекрасна, но я ее очень не люблю.


А вы нет?


Нет.


Она прекрасное чудовище. И я бы не хотела встретить ее вживую. Но в книге она задает тон.


А про Эмилию ты что думаешь?


Ну, если коротко, то я думаю о ней лучше чем вы:)) Она никого не обманывала и не наё..вала. Что ж, теперь упрекать её в порядочности? Когда у неё было совсем тяжёлое материальное положение, она вела себя достойно и не пыталась жить за чужой счет. А то, что ей Доббин помогал (тут я не очень хорошо помню, могу ошибаться), то делал это тайком, потому что она, конечно, не очень хорошо разбиралась в денежных делах, но могла и не принять явную помощь. Это же не Бекки, которая всех обобрала. Эмилия вела себя как дура только по отношению к Доббину, тут я отрицать не буду.


Все-таки по отношению к Джорджу Эмилия тоже вела себя как дура)) Но она, конечно, лучше Ребекки. (мне это напомнило разговор в 9 классе, навеянный Печориным - кто лучше, глупый и добрый или умный и злой)))
Главное, обе живые и настоящие, и Эмилия не ангел, и Ребеккой можно восхищаться, хоть она и злодейка. И мне вообще все в романе нравится!!! Я его 100500 раз перечитывала))


Ну любила она его, любила, козла своего! Добрые порядочные наивные девочки когда любят, то всё время надеются на лучшее и не видят очевидного до последнего. Думаю, и сейчас так же всё происходит.
А вот сейчас читаю Бальзака Кузину Бетту, так там вообще полный абзац! Там старый козёл разорил семью, растратил всё состояние на девок, а уже далеко за 70 стал жить с девочкой 15 лет. И наконец свёл таки свою жену в могилу. А жена, уже в возрасте за 50, так и умерла с его именем на устах. Мол, пусть и моя смерть тебе послужит! О как!
А ты говоришь - "Эмилия" :)))


Ужас какой, я это не буду читать, а то меня разорвет)))


Ага, я тоже в шоке была.


А Бекки там тоже есть, её зовут Валери.


Ни Бекки, ни Валери, никого не хочу!


Кузина Бетта - это вообще шедевр. Обожаю её.


Ирина, я пожалуй, с вами соглашусь... Хотя так любить этого пустого Джорджа - тоже, пожалуй, очевидная глупость.


Я думаю, что он рано умер и она не успела ещё понять насколько он пустой человек. Может, разобралась бы со временем. Но это не очевидно, если судить по Кузине Бетте:) Аделина ведь до самой смерти боготворила мужа, хотя ведь там всё очевидно было - и разорение семьи и многочисленные женщины, на которых он и растратил состояние.