Больше рецензий

Lookym

Эксперт

Просто читатель

10 ноября 2014 г. 20:45

840

5

«Любой газетчик, если он того хочет, может приблизиться к идеалу, во всяком случае качественно измениться в лучшую сторону».

Вместо пространной речи на тему полезности книги, я приведу несколько практических советов. А каждый журналист или писатель (потому что эти советы подойдут и им) сам для себя решит, читать ли ему эту книгу.


1) Учитесь всю свою жизнь и учитесь всему. Обширный кругозор еще никому не мешал.

2) Нет лучшего учителя, чем практика. Заведите блог, пишите в стол, черкайте в блокноте. Главное - пишите, постоянно пишите, не дожидаясь вдохновения, хорошей погоды или когда зачешется левая пятка. По вдохновению пишут одни графоманы

3) Пишите только то, что не противоречит вашим убеждениям и принципам, если, конечно, они есть.

4) Не бойтесь писать от первого лица. Хотя «я» в материале и ограничивает поле зрения журналиста, сужает его, зато работает на убедительность, создает «эффект присутствия», дает возможность высказать собственные мысли и повышает за них ответственность.

5) Штамп - спасительное средство для тех, кто не умеет или не желает думать и берет готовое. Пополняйте свой словарный запас, учитесь находить синонимы и выдумывайте свои сравнения. Богатейшая инструменталистка русского языка вам в помощь.

6) Читайте как можно больше. Это и словарный запас обогатит и кругозор расширит. Аграновский даже дает советы что читать. «Выдающиеся стилисты, истинные мастера слова – И. Бунин, Н. Лесков, А. Чехов, Г. Мопассан. У них надо учиться журналистам.
Мягкости языка - у Чехова, и еще его умению писать короткими фразами, без вводных предложений.
Речевому языку, языку говора - у Лескова, сделав настольной книгой его «Очарованного странника». Бунин, по мнению М.Горького «очень удобен для очерка сухой точностью своего языка»; его рассказы написаны так, будто он «делает рисунки пером».
Филигранность, отточенность, ювелирная выверенность текста Ги де Мопассана общеизвестны».
А в целом – никаких ограничений по чтению!

7) Писать, не ощутив в полной мере проблемы, неприлично. Не ленитесь собирать материал и проверять факты.

8) Пишите грамотно - восприятие материала и отношение к ней редактора будут на десять, двадцать, а иногда и на пятьдесят процентов зависеть от внешнего вида и грамотности статьи.

9) Не усердствуйте с пунктуацией - количеством восклицательных знаков еще никто не смог компенсировать внутренней холодности, никому еще не удавалось многоточием прикрыть безмысленность.

10) Учитесь сохранять индивидуальность своих героев. Обращайте внимание на детали - внешний вид рассказчика, манеру говорить, атрибуты кабинета и прочего.

11) Снизу вверх журналист не должен смотреть на своих героев, равно как и наоборот. Даже если общаться приходится с президентом или бездомным.

12) Самое умное, что может придумать журналист, так это казаться глупее, когда почувствует, что интеллект мешает.

13) У журналиста не должно быть никаких престижных требований, он вполне может обойтись без люкса в гостинице, без стула в президиуме, без «особого» места в машине, без подобострастия в глазах окружающих, без «пропустить!», «немедленно выполнять!», «предоставить!» и т.п.

14) Ищите новые темы и подходы к их раскрытию - истинный журналист не тот, кто собирает чужие идеи, а тот, кто щедро одаривает собственными.

15) Не каждому журналисту выпадает счастье писать о чем-то возвышенном и красивом.

16) При подготовке материала главное - порядочность.

17) Сохраняйте способность удивляться всему, ведь, может, умение удивляться вместе с умением жить в "рабочем состоянии" и есть в итоге журналистский талант?

18) Мысль - корень публицистики. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает.

19) Чтобы «хорошо думать» нужно много информации: много читать, говорить с умными людьми, регулярно просматривать газеты, следить за дискуссиями в печати, внимательно слушать коллег, кое-когда почитывать специальную литературу.

20) Свежий взгляд на проблему, может обеспечить взрыв идей. Если материал не «идет» прогуляйтесь, попробуйте поработать дома, на улице или в кафе – смените обстановку. Попросите знакомых взглянуть на проблему с их стороны, как знать, может, они подскажут невероятный поворот?.

21) Журналисты должны создавать материалы так, чтобы «закрывать» тему, по крайней мере, для самого себя. Хотя бы на какой-то срок.
Если журналист чувствует, что вслед за одним материалом он тут же готов сесть за второй на ту же тему, это значит, что он в первом не выложился – и пусть не обманывается: это было слабое его выступление.

22) Пробуйте писать на разные темы, ведь если писать про одно и то же, журналист вырабатывается, начинает повторяться , переходит на штампы, скучнеет и тупеет, теряет способность рождать новые мысли.

23) Нельзя обманывать читателя.

24) Традиционные вопросы журналистики – «Почему?» и «Что делать?».

25) При интервью нужно задавать герою вопросы, на которые он не может ответить «да» или «нет».

26) Личное участие журналиста в событии в какой-то мере компенсирует недостатки его воображения, поэтому всегда старайтесь лично испытать, увидеть, убедиться.

27) Современная художественная документалистика живет по одним законам с поэзией, изобразительным искусством, кинематографией, беллетристикой, драматургией, поэтому не рассказывайте, а показывайте читателю свою историю.

28) Учитесь с первых строк заинтересовать читателя. «В первом абзаце, словно в живой клетке, если рассматривать ее относительно всего организма, должен содержаться код, в котором были бы заложены главные свойства всего произведения».

29) При подготовке к написанию материала, журналисты похожи на актеров, входящих в роль по «системе Станиславского».

30) Иногда из писателя нужно превращаться в читателя, чтобы попытаться трезво оценить написанное и решить – уже хватит или стоит добавить что-то еще.