Больше рецензий

10 ноября 2014 г. 14:18

44

4

«Настало время, пробил час,
Мы начинаем наш рассказ
О жизни, смерти и любви,
Как это было в наши дни.»

Величаво и грозно возвышается над тесными улочками столицы Франции великолепный Нотр-Дам де Пари. В книге В.Гюго он - вершитель судеб и безмолвный наблюдатель, святыня и "убежище", сердце Парижа и дом для обывателей. У стен его разворачивается нешуточное представление. Кто действительно ужасен, низок, не достоит существования - покажут события. А до этого клевета еще не раз столкнется с правдой, подлость - с доблестью, а красота – с уродством.

«Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» (с) В.Гюго
«Книга убьёт архитектуру» - утверждает Гюго, и сам же себя опровергает. Его книга не зря названа именем собора, она - воплощённый Нотр-Дам де Пари: высокий и прекрасный храм человеческого духа. Подобно произведениям изящного и чувственного готического искусства, роман переполнен эмоциями, страданиями и верой, тайнами и символами. Всё описанное представляется так ярко, что не нужны никакие иллюстрации.

В «страшном здании» где-то в Париже Гюго поселяет такого же страшного персонажа, окружает его всеобщим презрением и чувством оторванности от мира. Почти погибшего от голода вручает в руки доброго человека, фанатичного и амбициозного, понявшего тщетность твердолобости, в нужное время смягчившего характер. Персонаж глух, но внутренне понимает желание людей относительно себя. Замутнённый рассудок толпы горяч, она поздно поймёт свою потерю, а если и поймёт, то только вздохнет где-нибудь в стороне. Перемоет кости самому королю Франции, устроит зрелище на открытии в виде чьей-то казни... и замолчат колокола на некоторое время, пока не появится в обществе новый звонарь.

«Он окрестил своего приемыша и назвал его «Квазимодо» - то ли в память того дня, когда нашел его, то ли желая эти именем выразить, насколько несчастное маленькое создание несовершенно, насколько начерно сделано. Действительно, Квазимодо, одноглазый, горбатый, кривоногий, был лишь «почти» человеком».
К слову, quasimodo – у католиков первое воскресенье после пасхи, Фомино воскресенье, по латыни означает «как будто бы», «почти».

Любовь к прекрасной цыганке лишает разума уродливого горбуна и аскетичного священника. И вот они уже готовы на любые безумства. И им плевать, что Эсмеральда не отвечает на их чувства. Так же как плевать на то, что у нее на душе - да и есть ли вообще у нее душа, для них неважно.

Итак, что есть такое красота, и почему ее обожествляют люди? Известный поэт Заболоцкий когда-то написал, что это огонь, пылающий в сосуде. Герои "Собора Парижской Богоматери" бьются и умирают за другую красоту. Внешнюю. И неважно, что огня или воды в сосуде нет.

А в конце, как и в любом истинном романе, все закончилось печально: «Любовь умерла. Король умер. И даже Феб де Шатопер кончил трагично - он женился.»