Больше рецензий

26 мая 2024 г. 02:16

161

4 Экономическая утопия

Очень сложно подобрать жанр для этой книги. Например, мне она попалась в разделе детективов, но преступления в них упоминаются разве что военные - собственно с них она и начинается, но это, как выясняется довольно быстро, не книга о войне. И не приключенческий боевик о действиях еврейских военных группировок, предшественников Моссада, хотя какая-то часть книги им и уделена. Ближе к середине автор, наконец, сосредотачивает внимание на своей первоначальной цели - Великой Экономической Империи, очевидно, сочтя, что достаточно расписал прошлое ее создателя. И по внутреннему ощущению хочется создать для этого произведения новый жанр - экономическая утопия.

Как такового фантастического элемента в книге нет, если не считать за таковой явно нечеловеческие способности Реба Климрода по предпринимательству, рекрутингу и тайм-менеджменту. И просто причислить ее к жанру альтернативной истории тоже кажется слишком простым, поскольку не отображает ее сути. Автор строит величественный воздушный замок, прекрасный, но не очень реалистичный.

Сама личность Реба Климрода так и не обрела для меня четкого облика. Автор явно специально выбрал не вести повествования от его лица, и читателям его постоянно показывают лишь со стороны, причем со стороны множества разных людей. Но не смотря на подробную биографию и множество "свидетельских показаний" его персонаж так и остался для меня "черным ящиком" по сути. Мне так и не удалось постичь логику, стоящую за большинством его поступков, или составить хоть сколько-то цельный образ.

Создание его Империи тоже по большей части похоже на наблюдение трюка без раскрытия его тайны. Автор местами немного приоткрывает покрывала, показывая какой-нибудь эпизод ее строительства, но всем показанным махинациям недостает масштаба - сложно представить, как из таких кирпичиков можно сложить такой громадный замок, каким его изображает автор.

Но самая крупная схема, вырисовывающаяся к финалу, тянущая на настоящую "лебединую песню", заканчивается в итоге так, что вызывает лишь недоумение. Как будто танцор спотыкается на ровном месте - после стольких описанных чудес не справиться здесь? Как будто не существует "банановых республик" и платформы Силанда. То, что по задумке автора, вероятно, должно быть драматичным опусканием занавеса отдает проваленным номером, который сильно портит впечатление от всего выступления.