Больше рецензий

24 мая 2024 г. 21:28

68

4

Эта повесть продолжает труд, заложенный Гюго в его романе «Последний день приговоренного к казни». В то же время это та лесенка, продолжающая злободневную трагедию преступника — каторжника, будущего отверженного, которая впоследствии приведет к одному из величайших творений не только самого автора, но и мировой литературы — роману «Отверженные».

Конечно, о дальнейшем величии говорить рано — творчество Гюго пока только расцветает и, хотя «Ган Исландец» является первым опубликованным произведением великого французского писателя, тем не менее, именно от «Бюг-Жаргаля», через «Последний день...» к «Клоду Ге» протягивается тоненькая ниточка социальной активности.

В первую очередь, «Клод Ге» - тридцатистраничная повесть, которая рассказывает о жизни, падении и смерти простого рабочего, труженика, волею судьбы ставшего вором, Клода Ге. Сюжет основан на судьбе реально существовавшего человека по имени Клод Ге, чью историю я, к сожалению, не смогла найти. Однако даже допуская, что автор мог что-то упустить либо же наоборот — приукрасить, очевидно, что он глубоко симпатизировал герою, в чьем лице попытался изобразить всю ту глубочайшую несправедливость, которую претерпевали простые люди, бедные, неграмотные, примитивные в своей необразованности. В отличие от «Последнего дня...» Гюго не говорит иносказательно, он прямолинеен и порывист, горяч и откровенен. Он прямо задает вопросы и требует, чтобы властьимущие раскрыли глаза и вместо глупых законов о том, какого цвета пуговицы больше пойдут мундирам гвардейцев национальной гвардии, занялись образованием и благоустройством малоимущего народа.

И хотя «Клод Ге» написан задолго до наиболее значимых и выдающихся произведений Гюго, в нем уже угадывается стиль, та рассудительная, немного лекторская жилка, та горячая и неприкрытая любовь к простому люду, которая пронизывает и будет пронизывать все его творчество. И это импонирует мне так же сильно, как и то, насколько глубоко, мастерски тонко и изящно Гюго может копаться в человеческих душах, заставляя вылезать наружу все самое гротескное, причудливое, временами уродливое, а иногда до боли прекрасное, то, что наполняет каждую его строку.
Поэтому я только укрепляюсь в своей любви и увлеченности творчеством величайшего французского писателя и вскорости продолжу с ним углубленное знакомство.