Больше рецензий

21 мая 2024 г. 09:06

84

1 620 страниц ерунды

Дочитал я эту книгу. И глубоко разочарован.

В начале книга мне показалась интересной, и первые страницы удивляли своей детальностью, насколько хорошо автор описывает обстановку, людей, переживания.

А дальше, началось что-то странное.

Должен сказать, что у книги очень красивая обложка с объемными текстурами домов и волн, они выпирают на несколько миллиметров. А среди волн и облаков есть вставки из блестящей голубой краски. Выглядит изумительно красиво.

Но эта книга недостойна такой обложки.

На обороте книги, автора расхваливают Kirkus Reviews (пишут об уместности сравнения с Толстым), Mail on Sunday (наиболее выдающийся британский автор современности) , The Washington Post (настоящий волшебник), Daily Telegraph Books of the Year (шедевр).

И я поверил. Поверил что это какой-то уникальный автор, что это нечто прекрасное. Про мою любимую японскую культуру.

Но нет. Это ужасное произведение. Анти-эстетика в чистом виде.

Краткая суть сюжета в том, что голландцы находятся в Нагасаки, в Японии, речь идет о торговле, и внутренних трудностях Голландской Ост-Индской компании. А потом главный герой влюбляется в японку и начинаются трудности. И в конце книги на манеже внезапно появляются британцы, и внезапно исчезают.

В самом конце вместо совершения и развязки, написана страница сумбурного текста, о том, что было дальше с главным героем. И настолько сумбурно, что я не уверен что оно было или привиделось или показалось. Ощущение что книга во второй части страдает провалами в сюжете, а конец так вовсе не дописан, а буквально сделан на скорую руку, чтобы быстрее книгу отправить в печать.

Ощущение незавершенности и недоделанности очень явное.

Дэвид Митчелл наделил своих героев - голландцев и британцев подробностями бытовых омерзительных подробностей. Все что касается потребностей тела или непотребностей нравственных - автор детально раскрывает, как бы стараясь показать правду жизни, что европейцы ведут себя не как европейцы, а как дикари. Но это портит весь настрой книги, портит весь сюжет, этих описаний непотребств слишком много. Они перекрывают все остальное. И мне лично было очень неприятно эту книгу читать.

Мне ее дали в библиотеке с рекомендацией, поэтому я прочел ее скорее как участник литературного клуба, чтобы иметь возможность аргументировать свои впечатления и детально объяснить чем плоха эта книга.

С Толстым этого автора сравнивать просто невозможно, поскольку у него нет ни стройности сюжета, ни смысла в сюжете. Впечатления есть. Тайна сюжета есть. Он витьеватый. С неожиданной развязкой. Но смысла нет.

Разве только автор хотел сказать, что у большей части героев бессмысленно и бестолково прожитая жизнь, и что они не умеют себя вести или их путь обречен на провал. Или что все угаснут и все было зря.

Я честно, не знаю, что хотел сказать автор. Можно было бы словами героев что-то рассказать, итоговую мысль, итоговые идеи, или написать заключение и выразить авторские мысли.

Но ничего этого нет. Читателю предлагают догадываться самому. Что к чему, для чего. И мне совершенно неинтересно делать это в данном случае.

Никто из героев мне не показался симпатичным, или разумным в своих действиях.

А уж атмосфера книги собрана без всякой восточной экзотики, без всякой эстетики. Настоятеля храма выставил чудовищем на грани сюрреализма.

В общем, в этой книги нет ничего исконно японского. Есть какая-то типично европейская шизофрения. Есть вопрос о бессмысленности происходящего, о фатализме, о слабости человека перед обстоятельствами. Безнадега. Вперемешку с детальными описаниями физиологических подробностей, которые актуальны для шизиков, возможно, но не для людей культуры и искусства.

Я встречал несколько подобных книг про китайцев, которые едят детей или про телуриевый гвоздь, который вбивается в голову. Я их не стали читать. Бросил после 20-30 страниц с чувством глубокой неприязни.

А было еще и последнее произведение Пелевина про КГБ и мерзости. Я дочитал потому что Пелевин. Но для того, чтобы никогда в руки не брать работы этого автора. Больше никогда. Все свое лучшее он написал лет 10 назад. Сейчас производит откровенный идеологический шлак, претендуя на актуальность и знание современных трендов, но это выглядит так же плохо и криво, как и последнее Евровидение.

Все таки есть в литературы жанры, поучительные драмы, которые призывают читателя к стойкости и к трудностям жизни. Есть героические эпосы, в которых герои вдохновляют своими победами и достижениями. А есть генерация кривой атмосферы через искривленные головы авторов.

И я лучше буду читать более здоровые произведения прошлого, красивые, приятные, заряжающие внутренний мир силой, гармонией, любовью к жизни, чем читать эти вот непонятные полуфабрикаты, которые наполненны привкусом нескладности внутреннего мира автора.

Вспоминаются слова великого поэта Басё своему ученику. Твои стихотворения должны передавать красоту и оживлять, а не умерщвлять или показывать ущербность.

И я с ним согласен. Искусство тесно связано с красотой и эстетикой. То что не красиво, неэстетично - это уже не искусство, а скорее инсталяция, или перформанс. Что-то уже другое. В нем нет гармонии и завершенности, нет целостности.

А это. Не книга, а бездарная работа. Коммерческая работа.

И я могу именно это сказать, без угрызений совести. Пока я читал, подумал о том, что если на книге крутая обложка, и комментарии от крутых издательств - значит это не книга, а коммерческий продукт. Какая-то лихозакрученная ерунда, чтобы чем-то удивить или задеть читателя. Но коммерческий продукт он всегда отдает пластиком и глянцем. И я сделал для себя вывод, что подобные книги, которые хвалят и заворачивают в крутую обложку, лучше не читать и не тратить на них своего времени.

Есть полно прекрасных книг, которые выглядят проще и не нуждаются в цитатах и пиаре издательств, и в пафосных сравнениях с Толстым, и попыток признать что автор лучший писатель Британии.

620 страниц ерунды.