Больше рецензий

20 мая 2024 г. 09:51

65

4 Спойлер Конец времён

Довольно долго откладывала последнюю часть цикла, потому что она выглядела слишком упитанной, а я от таких книг заранее испытываю какое-то смутное подозрение, что успею устать прежде, чем повествование закончится. Но всё же история Вуко вместе с его очень простым и саркастичным взглядом на жизнь продолжали где-то в глубине души требовать выяснить, чем там всё кончилось, затем мне на глаза попалась начитка Игоря Князева, чьё исполнение я очень люблю; ну и вот.
Книгу частично прослушала, и начитка действительно была хороша. Отчасти, возможно, именно аудиоверсия даже вытянула отдельные совсем тоскливые моменты.

Сюжетно четвёртый том привычным уже для цикла образом стартовал прямо с того клиффхенгера, который бросал в читателя предыдущий - с попытки выкрасть ещё одного поехавшего учёного из мира его собственных слов, желательно, самому не свихнувшись по дороге. И не погибнув, убившись об очередной отряд Змеев.
Тяжёлые испытания, которые Вуко традиционно вытягивал только на силе воли, превозмогании и разговорчивой Цефраль, подкидывали всё больше и больше вопросов, ну или воскрешали старые, например, в очередной раз затрагивая то интересное подозрение, что до текущего панчеловечества на Мидгарде жило что-то ещё. Что-то несомненно очень могущественное, куда более технологически продвинутое и довольно странное, способное зачем-то воздвигать гигантские статуи и подземные каналы быстрого перемещения.
Однако большая часть книги всё же посвящена тому, как Вуко, смирившийся с тем, что эвакуация всей экспедиции просто невозможна по причине того, что отдельные представители Земли уже капитально двинулись башкой на почве всемогущества, планирует вернуть в Мидгард хоть какое-то подобие порядка. Мысль вызвать мёртвый снег и обнулить к чёртовой бабушке всю цивилизацию его уже тоже не сильно пугает, более того, кажется, он находит ещё одну внезапную сторону всеобщего конфликта, которая именно апокалипсиса и ждёт, всеми силами желая его приблизить. В голову разведчику приходит потрясающая идея: навязать войну двум человеческим деящим, пока они к ней не готовы. И большую часть оставшихся страниц Вуко эту идею реализует всеми возможными способами.

Где-то вот тут у меня с романом начались определённые проблемы.

Странное дело, но из всего цикла именно четвёртый том, на мой взгляд, оказался самым неравномерным. В нём одновременно оказались и самые интересные, и самые унылые сцены всех книг, и они как-то не очень хорошо перемешаны. Первая треть "Конца пути", до очередной встречи Ночных Странников с Багрянцем, показалась мне просто восхитительной, это было крайне увлекательно и бодро, глубокомысленные сцены созерцания себя глазами Цефраль у Вуко отлично перемежались с задорным отрубанием голов врагам, а подача ценной сюжетной информации - с личными откровениями.
Но потом что-то произошло, и текст превратился в бесконечное болото, по которому приходилось брести с тоскливым ощущением, что это просто никогда не кончится. По идее, действие должно было перепрыгнуть на уровень выше, продемонстрировать, как затронут потрясениями весь мир, как Вуко приходится идеально двигать фигурки по картам и собирать из крошек подобие внятной армии, стягивая её в один центр. И это всё вроде бы даже было - и попытка представить размах, и нарисовать глобальный вид; но, божечки-кошечки, я не понимаю, почему это вышло настолько скучно и откровенно вяло. Даже отдельные включения комплекта "Вуко и Цефраль" никак не спасали от общего чувства тоски, хотя до этого каждое появление феечки было довольно занятным.
В какой-то момент я настолько приуныла, что начала откровенно пролистывать все эти однотипные сцены про то, как толпы людей куда-то плыли, ехали, шли или ещё как-то перемещались, потому что это было невероятно и бессмысленно нудно. Я просто откровенно устала ждать, когда вся эта битва, атмосферу к которой так отчаянно нагнетают оба главных героя, произойдёт.
По-моему, Гжендовичу личностные приключения и даже эпизоды самокопания удались куда лучше, чем мартиновский размах карты военных действий.

Вдобавок для меня вообще оказалось слишком много Филара, который мне так и не понравился со всеми своими тяжкими размышлениями о судьбах и предназначении, и слишком мало Вуко, который со своим деловым подходом "умри, но выполни" нравился очень. Я надеялась, что после того, как они встретились, Филар просто примкнёт к шапито вокруг Ночного Странника, но нет, мало того, что он постоянно отправляется куда-то что-то делать и рассказывает об этом от первого лица с бесконечными подробностями, так есть ещё и приличный такой кусок текста, где Филар долго и нудно повествует, как он с полгода примерно жил в ледяном городе до того, как Вуко до него добрался. Абсолютно бесполезная часть, честное слово, и не только потому, что я по-прежнему совершенно не интересуюсь историями становления, но и потому, что, выкинуть её - ничего не изменится. Конфликт с малолетними преступниками - это какой-то апофеоз личной арки Филара просто ради того, чтобы этот конфликт в личной арке был, и это воспринимается прямо-таки максимально странно.
Странно в плане бесполезности. Если предполагалось проникнуться к персонажу сопереживанием, то лично мне так и не удалось. Второстепенные персонажи из его ветки нравились сильно больше... Но вместо того, чтобы закинуть действительно загадочных и интересных действующих лиц вроде воинов-монахов, автор продолжал насыпать социальной драмы про то, как Филар искал работу или переживал, справится ли он с новыми требованиями к себе. Зачем? Затем.
Ну да ладно.
Спасибо, что хоть любовные арки остались аккуратно лежать в стороночке, едва обозначенными, их здесь было совсем не надо трогать.

Что очень понравилось, так это что все сюжетные линии по итогу закрылись, ничего не повисло в воздухе. Война внятно завершилась, мёртвый снег внятно пояснён, боги внятно поговорили, как и обещали. Хотя, тоже - как и обещали, ответы их особой радости не принесли, но тут уж ничего не поделаешь.

Предполагала, что объяснение, почему Мидгард и Земля так подозрительно похожи, будет иметь именно такой вид, что на самом деле они друг другу прямые родственники - это прекрасно покрыло все шероховатости прямого заимствования узнаваемых культурных образов. Вся эта концовка с магией, которая на самом деле всего лишь очень сложная технология, и богами, которые на самом деле всего лишь информация, изобретающая себе носителя, прекрасно уложилась для меня в целую картину, и мир Мидгарда стал совсем целым. Мне такое очень нравится.
"Любая достаточно развитая технология неотличима от магии", вот это всё.
Откровение Вороновой Тени, что Вуко умер ещё тогда, просто информацию можно переложить куда угодно, и копия не будет отличаться от оригинала, запало в самое сердце. Вопрос о том, что именно являет собой человеческая суть, и что лежит в основе, информация или биохимия, отрываются ли они друг от друга, в фантастике для меня один из самых увлекательных, и, как ни странно, по итогу здесь он исследовался довольно занятно. Тщательное препарирование в одном диалоге имеет настолько далеко идущие последствия, что заставляет Вуко задуматься о том, а надо ли ему вообще обратно на Землю.
Да и не только Вуко.

Написано по-прежнему отлично. Многое могу простить Гжендовичу в не совсем с моей колокольни удачном построении повествования только за то, насколько хорошо это выглядит в каких-то ярких описательных деталях и стилистике. Диалоги хорошие, в персонажей верится, ну а увлекательные комментарии о всеобщем равенстве и прекрасных демократических свободах - как всегда, это у Гжендовича явно любимая лошадка, которую он отлично объездил. Генерируемый через Вуко сарказм на остросоциальные темы с каждым томом становился всё прекраснее.
Душевное, что говорится.

По итогу я осталась в довольно смешанных чувствах. Мне определённо понравился цикл в целом, "Владыка Ледяного Сада" - добротное такое технофэнтази (с учётом эпилога, думаю, цикл имеет полное право получить прописку именно в таком жанре), с интересной концепцией, с приятным мне главным героем, по меньшей мере, одним. В тоже время книгам как будто иногда очень не хватало сурового, но справедливого редактора, который бы присмотрелся и сказал, что вот это вырезаем, вот это и ещё вот это, а вот здесь добавим пару красивых перебивок с фехтованием. Четвёртый том своей затянутостью меня откровенно утомил. Однако последние две главы, финал, эпилоги, фирменный социальный комментарий Гжендовича, вылитый через агрессивный сарказм - всё это мне понравилось очень.
И, ну... Здесь как-то meh, а здесь просто отлично, одиннадцать из десяти; но в целом, пожалуй, что хорошо. Но вряд ли я когда-нибудь возьмусь перечитывать.