Больше рецензий

4 ноября 2014 г. 23:17

42

3.5

Ознакомившись с приличным количеством детективов Агаты Кристи и придя к выводу о своей полнейшей некомпетентности, мой мозг взбунтовался и заявил, что его самооценка катастрофически упала и что он намерен ее поднять. Я сказала «Ну-ну» и обеспечила его детективным материалом.
После употребления очередного произведения мозг буркнул: «Виноват всегда тот, на кого не падает подозрение». А то мы без тебя не заметили. «Причем подозрение не падает обязательно в середине книги, в начале-то оно может и падать», — добавило содержимое черепной коробки. Еще немного подумало и присовокупило: «Неважно, есть против этого персонажа улики или нет, неважно, есть ли у него мотивы, неважно решительно всё, просто этот человек каким-нибудь образом окажется виноват. А настоящими уликами будут вещи, промелькнувшие в начале книги и часто вскоре всеми забытые, в том числе читателем». Я подумала и согласилась.
Вывод срабатывал в 70% детективов об Эркюле Пуаро. Не могу сказать, что я радовалась этому факту. Радоваться есть смысл, когда на основании имеющихся улик ты понимаешь, как было совершено убийство и почему его совершил именно этот человек, короче говоря, когда «используешь серые клеточки» и они дают необходимый результат. А не когда грубым образом думаешь: «Убийца — он, потому что читатель должен подозревать его меньше всего». Не говоря уже о том, что в оставшихся 30% убийцей все равно оказывается кто-то другой, а ты в очередной раз ошалело хлопаешь глазами и признаешь, что как бы ни старался обхитрить леди Агату, она снова обвела тебя вокруг пальца, вполне соблюдая законы жанра. Но мозг радовался. Потому что это было единственное его достижение, он вовсю демонстрировал его, после каждого убийства внимательно изучал всех присутствующих персонажей и размышлял о том, кто же из них вне подозрений. И пытался выстроить хоть завалящую версию относительно того, каким образом убийство было совершено.
И в конце каждой книги чувствовал себя побежденным, когда ему внятно растолковывали, что его версия никуда не годится и всё было иначе. А я как ребенок радовалась тому, что версия мозга никуда не годится. Потому что проигрывать таким женщинам, как Агата Кристи — неземное удовольствие.

ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕР
В данном случае варианта было два: Джейн и Ноэль. Никогда не забуду, как в одном детективе убийцей оказался персонаж, от лица которого шло повествование. Точнее, никогда не забуду первый раз, когда я натолкнулась на такой детектив. Даже «Десять негритят» и «Восточный экспресс» не ошеломили меня так, как то произведение. Я за несколько лет не позабыла имени этого убийцы — удивительное для меня явление. С тех пор в детективах Кристи я всегда берусь подозревать рассказчиков, если таковые существуют, а если их нет — лиц, которые претендуют на роль главных героев. После Пуаро и Гастингса, конечно же.
Поэтому сначала были Джейн и Ноэль. И я думала, как могла Джейн, не вставая с места, убить эту вредную ростовщицу.
А через некоторое время поняла, что меня пытаются заставить забыть о горничной леди Хорбари, причем самым наглым образом пытаются заставить забыть! Разумеется, концепция была тут же пересмотрена, и я с нетерпением стала предвкушать, когда же, наконец, эти остолопы вспомнят о горничной. Когда о ней вспомнили, кажется, в какое-то мгновение наши с Пуаро ощущения совпадали. Жаль, что так мало, приятное ощущение... А после него случилось осознание того, что горничная была наживкой, которую я удачно проглотила. Я восхищенно выругалась и поняла, что пока думала о горничной, появилось несколько новых персонажей и обстоятельств, которые запутали картину настолько, что ни Джейн, ни Ноэль, ни кто-либо другой в ней уже не просматривались.
И только на последних аккордах песни получилось обогнать ее — на два такта, но всё же: Ноэля пригласили к Пуаро, а это была серьезная улика для последних страниц детектива Кристи. Правда, почему его туда пригласили, объяснять пришлось Пуаро, но всё же хоть какая-то мелочь для моего бедного самолюбия...

Обожаю Кристи.