Больше рецензий

15 мая 2024 г. 18:49

85

3 Большая история с кучей маленьких ссылочек

«Маленький, большой или парламент фейри» книга без ярких событий и потрясений. Не скажу, что написана она сложно, сложность скорее в огромном количестве пояснений, которые издатели от чего-то решили вынести за пределы романа и предложили читателям просмотреть пояснения после прочтения. И так как в романе бесконечное множество отсылок читать пояснения после самого романа несколько… странно. Но в целом эти отсылки едва ли повлияют на общее представление о книге.

Мне очень не понравилось еще в момент ознакомления - тесная связь с произведениями Шекспира и Льюиса Кэррола. И это «не понравилось» тянулось через всю книгу. Ну не должно самостоятельное произведение вырастать из ранее изданных с ним не связанных. «Сон в летнюю ночь» я не читала, но судя по некоторым отзывам перед «Маленьким, большим…» творение Шекспира прочесть обязательно: творящаяся галиматья из мешанины времен, персонажей, событий сводит с ума. Возможно, ключик к книге действительно нужен. Но если дотянете до финала, все встанет на свои места. Или почти все.

Роман об одном большом семействе не спешный, текучий, местами даже неинтересный. Финал его ожидаем. Разве что колит сердце история Смоки. Он был почти на каждой странице, но в «дивный новый мир» его не взяли. По сути, он вообще был всегда «не при деле», лишь под конец Смоки чего-то достиг - отремонтировал дом, в котором теперь некому было жить. Это было его единственное действие вопреки повести или на нее не влияющее. Ему так и не объяснили суть происходящего, он лишь надеялся на любовь своих детей, трое из которых, кажется, с ним и не говорили вообще. И даже Оберон – единственный сын не потрудился рассказать ему о происхождение Лайлак. Уходя со Смоки не попрощались ни жена, ни дети. Он одинок в своем отрицании, в повести всегда лишний. Хоть и сказано, что у него своя история, но не поздно ли? Теперь он мертв.

Справедливости ради стоит отметить, что другие тоже умерли. Последние страницы книги пропитаны идей перерождения, но перед ним всегда смерть. Джордж Маус вязнет в сырой земле. Оберон покрывается мхом, Ариэль Хоксвилл застрелена в лесу. Что происходит с другими неясно, но чувствуется, что они тоже не живы. И в их великом перерождении нет только Смоки, о котором недолго тоскует уже принц Оберон и Элис (хотя последняя определенно дольше).

Мне не очень-то понятна идея войны в книге, ради чего появился Айгенблик. После весны наступит зима? Война за право быть возрожденными? Искренне не понимаю зачем он был нужен даже после прочтения пояснений к книге. Персонажа представили как защитника, рыцаря, после назвали тираном. Он появился скучным и безликим, и таким же остался в конце.

На мой вкус скучных и безликих в книге много. Я никак не могла отделить друг от друга Андерхилл и Ариэль Хоксвилл. Персонажи для меня слились в кого-то одного. И я долго и мучительно думала, что у Ариэль едет крыша. Сестры Дейли Элис и Софи также срослись в одного целое. И я упорно не могла понять, как Смоки смог изменить со своей же женой. И тут дело, наверное, даже не в том, что мое воображение нарисовало этих персонажей с одинаковыми лицами, а в том, что в них нет никакого толку.

Если бы была одна Дейли Элис без где-то спящей Софи, это бы сильно отразились на сюжете? Кажется, вообще никак. Если бы не было дочери Элис - Лайлак, разве не смог кто-то другой передать весть об окончании повести? Целое стадо людей, верящих в фэйри, некоторые с животными разговаривают. В конце концов, на картах был указан финал. Я не смогла так же углядеть какие-то важные роли для Хоксвилл и Андерхилл. Какой-то клуб, воспитание не нужной Лайлак (которую и Элис могла родить, случайно позабавившись с Маусом (наркоманы же так манят))… Бармены в «Седьмом святом» имеют большее право быть частью книги, чем эти безликие персонажи.

Не скажу, что я жалею о потраченном времени, но признаюсь, книга была в тягость. Возможно, не мой жанр - роману также приписывают звание семейной саги. А может просто автор перемудрил. В «Парламенте фейри» мало магии, персонажи в основной своей массе просто плывут по течению, оправдываясь повестью, здесь много быта, много людей, но по-настоящему полюбить кого-то не получится. Вряд ли книга быстро забудется, но и ярким воспоминанием она не станет.

Сюжет – 3,5/5
Арки персонажей – 4/5
Подача – 5/5
Обложка – 4/5