Больше рецензий

14 мая 2024 г. 10:27

96

5 Загадочный Райский и другие любопытные личности

С начала романа читатель знакомится с двумя героями, из беседы которых многое узнаёт о них. Портреты и психология Бориса Павловича Райского и Ивана Ивановича Аянова даны весьма тонко и обстоятельно. Любопытны их беседа, диалоги вначале в квартире, затем – по дороге. Разговор их всё более и более раскрывает их характер, понимание окружающего мира, цели в жизни.

Сорокапятилетний Аянов – типичный представитель светского общества, спокойный, уверенный в себе. Райский на десять лет младше собеседника, в отличие от равнодушного собеседника его волнуют разные чувства и мысли, порой во взгляде проглядывает мечтательность. Приятели спорят о том, чьё время препровождение более осмысленно. Райский посещает женщину, покорённый её красотой. Аянов находит эти посещения, которые не служат целям женитьбы, бессмысленными. Райский же говорит, что увлечение Аянова игрой в карты происходит от скуки. Предложение Аянова поступить на гражданскую службу он отвергает.
Особенности воспитания Бориса Райского содействовали тому, что у него в разное время и с разными людьми проявлялись противоположные свойства характера: одним он казался добрейшим, великодушным человеком, другим – эгоистом, каким-то злыднем. Эта неровность, загадочность натуры появилась у него в раннем детстве и в дальнейшем получила развитие.

Райский делает визиты к Софье Николаевне Беловодовой, которая в двадцать пять лет успела стать вдовой. Он пытается развить эту женщину. Сам мечтает заниматься искусством, литературой, пробует заниматься творчеством. В конце концов решает стать скульптором.

Пробует он принять участие и в развитии двух девушек, которые живут в его имении. Сирот Веру и Марфу воспитывает двоюродная бабушка нашего героя – Бережкова Татьяна Марковна, которая управляет доставшимся ему в наследство имением, которое он захотел навестить.

В романе изображены разнообразные формы любви разных людей. У Райского была сентиментальная любовь к одной девушке, а потом возникла «артистическая», исполненная воображения любовь к Вере, когда он приехал в имение.

К сожалению, Вера влюблена в Марка Волохова, молодого либерала, а точнее, человека революционно настроенного. Кажется, и Борис Райский и он – сторонники прогресса, но как далеки их представления о прогрессе, даже противоположны. Райский – поклонник красоты, а Волохов – радикал, нигилист и циник. В чём-то он напоминает Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети», однако уровень его намного ниже.

Роман «Обрыв» имеет ценность не только как свидетельство об определённом историческом периоде, идеях, разделяемых тогда людьми, но также содержит вечные вопросы и даёт интересные психологические портреты. И написан очень занимательно.