Больше рецензий

31 октября 2014 г. 21:43

90

2.5

Вот оно - очередное ежемесячное первосортное г-но от мутного производителя. Хотя почему мутного? Это ж шедевр (ширпотреб) от самого Игоря Неверли. (А почему именно Игорь, кстати? Меня даже брали сомнения - а не какой-нибудь ли он Жан на самом деле? Или лучше Поль? Но не суть.) Слыхали о таком? Я - нет, а интернет нам говорит, тем временем, что его романы переведены на множество языков и вообще, знаете ли, он " играл большую роль в жизни литературной среды"(с). Опа! Вы уже дрожите, предвкушая знакомство с его ( ща, я только смахну слезу) "прощальным романом", как сорокалетняя девственница перед первой брачной ночью? А у меня снова назревает вопрос, т.к. когда я вижу "прощальный" или "впервые в России неожиданно найденный" и прочая, мне сразу кажется, что меня хотят поймать на крючок лёгкой рекламы:"Прощальный? Чего-чего? А у него были ещё какие-то? Или они у него каждый раз прощальные - как матчи незабвенного Александра Филимонова?" , особенно озаботилась я этим, заглянув в конец книги, по совету автора статьи, предваряющей сие творение, типа нам сразу откроется истина, а там чёрным по белому, мол, это моя десятая книга и, должно быть, последняя...должно быть? Значит, даже самого Неверли тут берут сомнения...а потом и, мол, закончив "За Опивардой, за седьмой рекой", я не собирался больше писать...Но собрался и написал. Бааа! Меня точно пытаются облапошить. Но нет, интернет опять пришёл на помощь и поведал, что "Сопка голубого сна" (просто мечта поэта, а не название!) - действительно последний роман Неверли. Вероятно, просто потому, что он через год умер, а не от внезапного осознания, что он слишком много уже сделал для литературной среды, ага, и пора остановиться. Ну, ладно, я злая, а ему, батеньке, светлая память. Теперь перейдём непосредственно от личности к результату его деятельности.

Начну...с конца. Что еще меня смутило в той самой статье, что я имела несчастье прочитать в самом начале, так это фраза:" Заканчивается эта книга неожиданно". Мдаа, думаю, дела, хорошего не жди, чаще всего в подобных случаях у меня возникает стойкая уверенность, что автора попросту не хватило на конец, или же хватило, но на весьма посредственный и никуда не годный, и дабы умыть руки и не испортить свою книжку всенепременно, он предоставляет это сделать читателю:на что мозгов у тебя, дружок, хватит, такой конец и воображай, а что я там на самом деле задумал - сие есть тайна великая, а я загадочен, как никто. Но с "Сопкой..." вышло несколько иначе. Неверли взял и просто, не парясь особенно, скомкал концовку, воткнув перечисление мировых событий, жизнь героев в Польше и смерти главного героя и его дамы (да, они умрут! чудовищный спойлер!) в, так называемую, "Биографическую справку о дальнейшей судьбе семьи Найдаровских", не потрудившись даже объяснить, как они вообще оказались в Польше и с чего вдруг, если им так обоим нравилось в Сибири в их самодельной фазенде в тайге. Собственно, он не особо парился и на протяжении всего повествования. Его фантазии, чтобы хоть как-то разнообразить унылый сюжет, похожий в сущности на беспрерывное вещание канала "Охота и рыбалка", что любит посматривать мой папа, хватало лишь на вечно из неоткуда появляющихся (и всегда двух!) - фальшивомонетчиков (предприимчивый еврей не в счёт), воров денег и нижнего белья, воров номер 2, воров-убийц, как будто читателю от этого так радостно, и он в жизни не встречал ничего более увлекательного.
Сам сюжет заключается в том, как несчастный, которому "так много пришлось пережить",а потому все герои романа его всю жизнь жалеют и награждают различными орденами мужества и благородства, будто его, наивного такого пупсяша, чистого душою, принудили участвовать в подлой авантюре цареубийства, обманутый покорившей его женщиной и вовлечённый в провокацию, Бронислав Найдаровский, этот недогерой, мечтавший о независимости Польши, жаждавший убийства царя Николая Второго, приезжает после каторги на вечное поселение в сибирской перди под названием "Старые Чумы". А тут с ним все подружились, вкусно и сытно поели, все прям на него наглядеться не могут, вкусно и сытно поели, ружья ему дарят, вкусно и сытно поели, охотиться берут под свою ответственность, вкусно и сытно поели, мужик-баба сама голая в баню приходит ему отдаться. В общем, нормальная такая житуха. Он вроде и рад, но всё равно одолевает его депрессия, и лелеет он мечту доказать всему миру, что он честный сын Польши и революции, а никак не провокатор, что, разумеется, ему удаётся в конце жизни, он же такой весь молодец и суперстар. Конечно, тут не могло обойтись без доли безнадёжного романтизма: охота на медведя по бурятскому обычаю и подношение шкуры своей возлюбленной, " а за обедом она...", декламация стихов Блока,"во время обеда мы...", разговоры в постели после бурного о вечном, о боге," восле обеда, когда...",минутка трагизма, о,да, как же, - самоубийство во имя тоски по любимому Бронеку, а эта чертовщина с прибывшими бурятами с их легендами на этот кусок тайги? И вообще, видимо, Неверли неравнодушен к случайностям и совпадениям: не могли они нигде поселиться, как именно таааам, на сооопке волшебной, тайга-то - тьфу!мал-мала, а Извольская эта, которую он видел в окно поезда, когда его отправляли на каторгу, конечно должна была убить мужа, быть осуждена и попасть именно в эти Чумы, опять-таки, Сибирь-то - жалкий клочок земли, как этим двум сердцам разминуться, что вы, это невозможно. А глубокие ножевые ранения у автора лечатся горячим бульоном, воскресают люди от него. Не, не слышали? Хрень невиданная - эти неверлевские выдумки. Понятия не имею, на что он рассчитывал, придумывая эту нелепую и примитивную околесицу.

Про "историчность" говорить, я думаю, вообще не стоит. А всякие гимны цареубийствам, террору и прочие подлости "революции" (равно как и она сама), которые герои Неверли распевают на страницах этого романа, вызывают во мне отвращение, как и они сами. Весь этот дешёвый пафос:

Я убиваю тебя, Петр Аркадьевич Столыпин, за то, что ты убил сотни людей, а тысячи обрек на мучения каторги, на тюрьмы и ссылки! За то, что ты подавил революцию, способствовал разгулу реакции, поддержал пошатнувшийся царский престол!Убиваю тебя за насилие над моим народом! И прошу вас, далекие потомки, чтобы вы справедливо отнеслись к моей несчастной жизни, которую я принес в жертву ради этого убийства...

Чума болотная, возомнившая себя вершителем судеб. Поэтому если вы - не певец революции, не готовы на всё во имя "социалистической солидарности", не понимаете "весь героизм этих людей" и не являетесь осколоком социализма, то вам вряд ли стоит знакомиться с "Сопкой...".
А еще, с ней настоятельно не рекомендую знакомиться любителям фауны и нелюбителям двойных стандартов, ибо вряд ли вы оцените"одеяло из тридцати заячьих спинок, лыжи, подбитые шкурой с ног молодых оленей", то, как чувака "распирает гордость" от того, что он убил не какую-то там рыжую лису или ничего не подозревающую белку, а чёрно-бурую лису, называя это великолепным трофеем, как этот сраный Ромео приходит к берлоге спящего медведя, выманивает его и убивает, дабы покорить его шкурой сердце "прекрасной дамы", да при этом еще и морщится при виде его вывернутых наружу внутренностей и "поскорее выхватывает наган, чтобы положить конец страданиям невинно убиенного", какой сердобольный! И белок он пострелял, а потом подумал, что это - не его, они такие мимишные, пойду-ка лучше постреляю в лис, горностаев, им же умирать не больно. Это деланное милосердие хуже честного пистолета, оно воняет пошлостью и лицемерием.

В общем, неважная вышла вещица. Зачем она была написана - так и осталось для меня загадкой. Да мне и не интересно, поскорее бы с глаз долой...

Благодарности не будет.
10 уровень Долгой прогулки. Команда "Днище".
Парад субъективизма, оле-оле.

Комментарии


Кира, это великолепно))


Спасибо:) только ж в фаворе нынче минимализм, ага.


И белок он пострелял, а потом подумал, что это - не его, они такие мимишные, пойду-ка лучше постреляю в лис, горностаев, им же умирать не больно.

А потом посылает немого Митрашу убивать этих самых белок и спрашивает: "А много ль ты, братец, пострелял их в этом сезоне? На сколько денеХ потянет?"


Во-во, мастер двойных стандартов. Меня вообще бесили все герои этого Неверли. Он сам не понял, по-моему, какими хотел их сделать, сотворил по принципу:"Я тебя слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила".


А ты его послесловие читала? Там же чёрным по белому написано, что он писал первую главу, не зная что будет во второй...


Ага, я и предварительную статью читала и его послесловие, в начале рецензии ж написала :)
В итоге получилась эта шняга нудная. Не того он пошиба, чтоб писать таким манером, мелковат.


Звиняйте, забыла, я уже столько рецензий на эту книгу прочитала за несколько дней, что запамятовала в какой что :)


пора читать Сашины книжки;)


У меня на это весь следующий год запланирован же;-)
Кстати, в этом туре у нас нормальный бонус( прям глазам своим не верю)- трилогия Фолкнера, я как раз летом ее купила:)