Больше рецензий

7 мая 2024 г. 11:21

26

4 Спойлер Настоящие друзья разделят боль с тобой. На то они и друзья

Юный Кристофер смог перейти на второй год обучения и отправился со всеми учениками Академии для рыцарей в Чёрный замок, принадлежащий Трефовому королю, чтобы продолжить освоение рыцарской науки. Ему важно проявить себя, ведь он присягнул на верность именно Трефовому дому. И всё вроде бы прекрасно, если бы не одна маленькая, но существенная деталь: Кристофер неудачник. Ему настолько не везёт, что буквально в первые же дни он умудряется влипнуть в неприятности. А череда неприятностей приводит к тому, что он в компании Саймона, леди Катарины и леди Мелайоры оказывается пленником на пиратском судне. Так начинаются очередные, полные опасностей и открытия приключения Кристофера Клина с Края Света…
Если первая часть была похожа на пролог, знакомящий читателя с историей и устройством Лонгрена, то вторая – карта и бестиарий одновременно. Ну, или монстрологический сборник. За время скитаний по морю Кристофер и его товарищи умудряются сразиться, вероятно, со всеми чудовищами, которых автор для своего мира придумала. Однако эти столкновения важны не только для того, чтобы расширить границы придуманного мира, наполнить его, сделать более живым и интересным, но и чтобы показать эмоциональный и волшебный рост персонажей.
Каждое сражение, будь то встреча с пиратами на берегу, с русалками или странными человекоподобными духами мёртвых пиратов в море, битва с обледеневшим кракеном или ужасным змеем, задевает те или иные струны в душах героев, а также способствует проявлению у них определённых сил. Важную роль это играет в образе Кристофера Клина, о котором автор сообщает очень мало. И дело даже не в том, что она «темнит», играя с читателем в угадайку – это определённо есть, – а в том, что сам герой о себе практически ничего не знает. Читатель в принципе находится на одной ступени с ним и имеет возможность вместе знакомиться и с миром, и с прошлым. Такой приём даёт некое чувство сопричастности – в дополнение к тому, что Кристофер в принципе очень простой, приземлённый, жизненный персонаж: он неудачник, не самый способный ученик, вроде бы не обладает особенными талантами и даже собственными силами управлять не умеет. Многим читателям очень легко ассоциировать себя с ним, и это подкупает. Автор словно говорит: смотрите, вы тоже можете быть в центре истории, вы не хуже только потому, что вам не везёт.
Если в первой книге автор уделяла больше внимания знакомству с настоящим Кристофера Клина и практически не давала отсылок на его возможное прошлое, то во второй части его истории и истории его семьи уделяется гораздо больше внимания. Читатель всё ещё не знает, кто такой Кристофер, но многократные намёки наталкивают на мысль о связи его семьи с Домом Червей. Подпитывается она и тем, что Кристофер владеет стихией огня. Автор добавляет и больше имён, и даже намекает на то, с кем и как могла быть связана семья Клина, однако не раскрывает карты до конца. Читатель остаётся с кусочками пазла, но не может собрать его, потому что не хватает деталей.
Помимо личности и прошлого самого Кристофера во второй части больше внимания уделяется его отношениям с Саймоном Виндом. Опять-таки, в первой книге автор концентрировалась на выстраивании дружеских отношений между Кристофером, Мартой и Гилбертом, а также на формировании отторжения между Кристофером и Саймоном. Во второй части Марта и Гилберт в основном находятся за бортом (во всех смыслах), в то время как Саймон оказывается в одной лодке (точнее, на одном корабле) с Кристофером. И здесь появляется возможность пройтись по их отношениям вдоль и поперёк, что автор и делает с большим удовольствием. И пусть она не сообщает, по какой всё-таки причине Саймон не желает дружить с Кристофером, но даёт весьма прозрачные и считываемые намёки, по которым становится понятно: дело в ревности и зависти. Знакомая история, ведь множество дружеских отношений было разрушено именно из-за этого, так что возникает другой вопрос: почему же Саймон завидует Кристоферу и ревнует к нему (да-да, он ревнует к нему некую особу, о личности которой вы можете догадаться сами!)?
Когда на сцене появляется Вильгельм Винд, многое в характере и поведении Саймона становится понятным. Как говорится, все беды и комплексы берут своё начало в семье, и Саймон не стал исключением. Одной сценой с персонажем автор объясняет так много, что вопросы просто отпадают – по крайней мере, у читателя, потому что Кристоферу по-прежнему ничего не понятно. Выросшему в любви, немного как будто в вакууме, без братьев и сестёр, Кристоферу тяжело осознать всю сложность отношений между братьями, в которой кроется и необходимость конкурировать за родительское внимание, и оправдывать родительские ожидания, и соответствовать общественному мнению о твоей семье. Кристоферу в принципе всё равно, что о нём думаю люди. Для него важнее честность и честь, верность собственным принципам и правда – всё то, что Саймон при своей показной воспитанности отрицает по малодушию и из неуверенности в себе.
Тема дружбы вообще играет важную роль во второй книге, даже больше, чем в первой. Автор как бы показывает разные варианты: дружбу между Кристофером и Саймоном ещё можно спасти, дружба между Олдредом и Гевином давно умерла и восстановлению не подлежит (а ещё выглядит как возможное будущее для Клина и Винда, если они не решат свои проблемы), дружба между Мартой и Гилбертом поддерживающая и честная, дружба между Мелайорой и Катариной немного конкурирующая, но добрая, а дружба пиратов друг с другом скорее вынужденная, но беззлобная. И раз за разом автор показывает: друзья нужны, друзья важны. Но друг познаётся в беде и насильно мил не будешь, порой нужно просто отпустить и смириться.
Вторая книга гораздо подробнее показывает внутренний рост героя. Кристофер Клин уже не испуганный первокурсник, не наивный ребёнок из таверны с Края Света, а оруженосец, у которого есть цель. Возможно, он ещё не умеет говорить прямо сразу и решительно, но в то же время отказывается принимать правила общества и лгать в угоду приличиям. Он верен себе, своему слову и своим убеждениям, но постепенно понимает, что мир вокруг него не так прост. И даже это не мешает ему отказаться обманывать пиратов, пытаться спасти Гевина, потому что он верит: дружба превыше всего.
В целом «Кристофер Клин и проклятье туманных вод», несмотря на концентрацию динамичных сражений, более рефлексивная, чем «Кристофер Клин и два короля». Оно и понятно: читатель должен познакомиться с героем ближе, чтобы тот запал в душу, поселился в сердце и не отпускал. Думаю, Александрия Рихтер с этим прекрасно справилась. Мало того, что мне банально хочется узнать тайну происхождения Кристофера Клина, так мне ещё и интересно, помирится ли он с Саймоном, добьётся ли расположения леди Мелайоры и останется ли при этом самим собой!