Больше рецензий

7 мая 2024 г. 09:59

63

4 Нет цели, только Путь

Если первая часть дилогии оставила у меня впечатление янг эдалта здорового человека, то "Дом скитальцев" показался как будто бы немного более взрослым. Несмотря на то, что главную роль здесь всё ещё играют подростки, теперь - мальчик и девочка, сюжетно роман теперь больше рассказывает про сложные интриги и драматические пути вселенского разума, чем про случайное спасение Земли.

Действие начинается почти с того же места, на котором закончилась первая часть, и большая часть участвующих лиц знакома с порога. Была очень рада видеть Анну Егоровну, которая отставной майор медицинской службы, ну огонь женщина просто; впрочем, как и все остальные участники операции, независимо от своих званий, должностей и профессий. Очень понравилось, что нигде нет ненавистного мне современного образа уникальной снежиночки, которая всеми силами мучается своей исключительностью, никто из участников не спасает мир в одиночку вопреки всему и всем, даже отколовшиеся десантники - это группа, а не единственный внезапный реформатор с потрясающими возможностями.

В повествование также добавился активный инопланетный элемент, поданный через Севку и Машку, которые были принудительно телепортированы куда-то за N световых лет в чужие тела, чтобы в срочном порядке успеть найти схему прибора, позволяющего детектировать "подселенца", пока не стало слишком поздно. Поскольку нахрапом взять Землю не получилось, десантникам пришлось в спешном порядке перегруппировываться и запускать операцию "Вирус", то есть постепенно пробираться среди человеческой популяции от носителя к носителю, захватывая всё более высоких чиновников, чтобы развалить планетарную оборону изнутри.

Основных линий таким образом становится две, Земля и довольно далёкий космос, где очередная подчинённая и бескровно завоёванная раса клепает космические корабли для следующей порции десанта с мыслящими. В первой человечество спасает себя само, разворачивая бурную и решительную деятельность, во второй - тайный благожелатель помогает человечеству силами двух подростков поискать нужные ответы прямо под носом у Пути.
Аккуратно и довольно незначительно очерченный в "Главном полдне" лор придуманной автором вселенной здесь сильно расширился. Помимо занятного описания инопланетного быта общества, жёстко поделённого на касты, упоминаются и подробности Пути - того космологического явления, которые растаскивает за собой раса мыслящих, и подробности их собственного существования, описываются механика записи на кристалл, механизмы занятия чужих тел и их покидания, разное техническое оснащение, от скафандров до посредников, да и много чего ещё.

Композиционно книга довольно простая, а история - абсолютно линейная, нет в ней каких-то внезапных вотэтоповоротов, когда всё вдруг становится с ног на голову, но мне читать было всё равно приятно.
Накал драмы по ходу повествования всё повышается, и сделано это добротно: все персонажи находятся в состоянии жуткого кризиса, потому что понимают, что они могут просто не суметь решить поставленную задачу, и тогда человечество обречено. Но никто, даже подростки, при этом не впадает в истерику и не пытается оправдаться тем, что у него лапки и куча "психологических травм", поэтому работать он не может, что вызывает у меня жгучее одобрение. Вообще люблю героев, способных к решительным действиям, а не к бесконечному продуцированию страданий.

Несмотря на то, что книга вроде бы довольно возрастная, действие разворачивается в семидесятых, воспринимается она легко, в ней отлично и выверено смешаны политические интриги внутри Пути, который уже даже начал переваривать сам себя от безысходности, лихорадочные научные и дипломатические миссии человечества, которое намерено яростно бороться за своё существование, а посреди этого - искренняя привязанность и чувство товарищества между двумя подростками, которое, возможно, даже немножечко так перерастает в первую влюблённость.
Исчезли вставки от первого лица, хотя небольшие элементы с богатым внутренним миром героя всё ещё встречаются в виде размышлений Севки о сомнительных перспективах будущего для всей Земли. Также периодически встречаются его препирательства внутри чужой головы с начальной версией сознания, и интересно, что Севка каждый раз убеждает вынужденного соседа в своей правоте не с помощью грубой силы, а с помощью объяснений.
Всё ещё считаю мысль, что кастовая система общества, рабство и тотальный геноцид - это плохо, самоочевидной, этим разумным и вечным первая часть тоже отличалась, но менее правильными подобные откровения от своей известности не становятся.

Только где-то в середине действие, к сожалению, немного провисает: вот эта беготня между городом и орбитальной станцией, представление Третьему Великому, какие-то знакомства и встречи со светлоглазым, какая-то охота на морское чудовище, всё это было не то, чтобы лишнее, потому что потом можно понять, зачем каждое из ружей висело, но слегка утомительное. Тогда очень хотелось, чтобы камера снова переключилась на Землю и показала, как там в поте лица все работают и ищут решение по диагностированию десантников, которое можно собрать из веток и прочих подручных средств.
Хотя Нурра, беглый каторжанин, очень разнообразил всё происходящее, этого не отнять: ему абсолютно нечего терять, и он совершенно не обращает на все проблемы вокруг внимания. Потому что а куда ещё хуже, когда никуда.
Но потом, когда Севка с взятым в аренду командором Пути приходит к какому-то общему знаменателю, снова становится бодренько и напряжённо, и держится так до самого финала.

Я прямо отдохнула душой: атмосферно, одновременно немного сурово, но наполнено оптимизмом. "Дом скитальцев" был для меня именно что приятным - во всех отношениях, и по стилю написания, и по сюжету, и по развязке, и всё это просто хорошо.
Прочитала с огромным удовольствием. Книга, несмотря на почтенный возраст, воспринимается приятно и с точки зрения развития сюжета, и самой центральной идеи этой пугающей цивилизации, которая не умеет ничего другого, кроме как бесконечно волочь своё прошлое и подселять его в следующих разумных существ просто потому, что так нужно. Повествование оптимистичное, но не обволакивающе-приторное, а такое, практично-суровое, с явным общим посылом, что человечеству предстоит немало работать и дальше, чтобы сохранить самое себя, но оно обязано справиться.