Больше рецензий

7 мая 2024 г. 09:57

Лучшее на Лайвлибе

105

4 Спойлер Маркус Зусак “Книжный вор”; или история ребенка в фашистской Германии.

https://t.me/daniaauxfleurs
Я уже представитель того поколения, которого особо не касается тема второй мировой войны: у меня нет прадедушки или прабабушки, воевавших на фронте, однако мне интересна эта тема. Но не с дико патриотической точки зрения (как у нас это принято), а с точки зрения жертв: а их очень много даже в фашистской Германии и Маркус Зусак показал это хорошо. 


Сюжет, в целом, непримечательный. Мы сразу знакомимся с рассказчиком - Смертью и главной героиней - Лизель Мемингер. Биологическая мать девочки , по не раскрытым в тексте причинам, везет Лизель и ее братика Вернера (он умер в дороге) к приемным родителям: Гансу и Розе Хуберман. Мы наблюдаем как приемные родители и Лизель налаживают отношения; как Ганс воспитывает девочку: в частности, учит её читать и писать. Нужно отметить, что      взаимодействие Ганса и Лизель - это практически идеальные детско-родительские отношения. Мы видим, что Лизель социализируется: она находит товарищей и своего лучшего друга - Руди Штайнера. В тексте очень много, так называемой, бытовухи: мы читаем как девочка гуляет, крадет еду; время от времени, книги; как она играет в футбол и ходит в школу.


Однако во всем этом непримечательном сюжете поднимаются довольно важные темы. Маркус Зусак показывает обычных немцев, которых не волнует война, поскольку они думают как прокормить себя и свою семью. Еда по карточкам, работы нет, поскольку у людей нет денег на оплату услуг; дети радуются найденой монете, с помощью которой могут купить леденец; дети вливаются в шайку подростков-воров, чтобы поесть яблоки, мясо или картошку. Ганс Хуберман - отличный пример обычного человека, который не верит в идеологию и укрывает еврея у себя в подвале; он - Человек, который на параде евреев кинул одному из них хлеб, за что получил розгами по спине, а после принудительно отправился в отряд чистильщиков города от последствий бомбежек.


На мой взгляд, нужно понимать, что в фашисткой Германии тоже есть жертвы. Конечно, это не умаляет Холокост и развязанную ими войну, однако есть и те, которых принудительно отправили на фронт и те, кто умер просто так, потому что у Гитлера были гниющие мозги. 


Однако, в этом романе есть и минусы:

Слог у Зусака прекрасный, хоть и нарочит архаизмами в тексте (архаизмы, в данном случае, плохи тем, что попался ужасный переводчик, потому что нередко получалось «масло масляное»). Однако в романе много неуместной иронии и неуместного сарказма, например:

“Они шли в Дахау - концентрироваться.” 

Речь идет о колонне евреев, которых вели в концентрационный лагерь через весь город и, на мой взгляд, такие шутки - омерзительны. Маркус Зусак, как будто бы, писал историю для подростков, чтобы те в общих чертах понимали, что такое вторая мировая война; но мне не хватило серьезности, которая, в свою очередь, очень сильно разбавлена бытовыми сценами. Ты читаешь и понимаешь: вроде бы тема серьезная и есть психологизм, а потом читаешь то, как дети пинают мяч. У меня частенько вызывало это когнитивный диссонанс. 


В тексте, на мой взгляд, есть две сильные главы: десятая и эпилог. Именно они затуманили мне рассудок сильными эмоциями, после чего я поставил книги 5/5. Роман очень кинематографичный, возможно, как фильм (роман экранизирован) история сильна, но как книга - слаба и переоценена. На лайфлибе я поставил 4/5.