Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

4 мая 2024 г. 19:35

70

2.5 Спойлер Выходной (не)удался?

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Благодаря тому, что творчество писательницы периодически покусывается то тут, то там, я не жду чего-то особенного от этих детективчиков. Но иногда хочется сунуть котомордочку во что-нибудь «такое».

Для читателей, желающих познакомиться с писательницей через эту книги, могу отметить, что в данной книге присутствуют все ключевые приёмы, свойственные Макманус. Так что вы вполне сможете просечь основную фишку и решить, надо оно вам дальше или нет с поправкой на то, что какие-то романы более удачны, а какие-то вышли хуже. И, пожалуй, этот относится к тем, что вышли хуже...

В техническом плане книга переведена простым языком с некоторой добавкой сленга и ругани (обоснованной). Повествование ведётся от первого лица с точки зрения трёх персонажей подросткового возраста (Айви, Кэл и Матео). Правда стилистических различий между рассказчиками не будет. Описания умеренно подробны и сфокусированы не всегда там, где это нужно. Диалоги относительно литературны (и на том спасибо). У книги есть неплохая аудио-версия (Марина Титова [8 ч 53 мин]).

Далее.

В сюжетном плане аннотация нагло брешет в ключевых мелочах. Друзья на самом деле бывшие друзья, которые уже толком не общаются какое-то время. Травля в Сети на самом деле является тупыми попытками недоблоггеров раскрутить трансляцию на просмотры, причём странно, что эти трансляции никто не пытался пресечь — вроде бы не тот случай, когда стопятьсот человек, которых не заткнёшь, а так... парочка подростков. Так называемые поиски убийцы скорее похожи на телёнка, идущего за хвостом коровы: до того часто героям в лапы падают «зацепки» и всё это менее чем за сутки. С другой стороны, если бы эту историю стали растягивать на неделю или больше, то в тексте появилось бы ещё больше скучных бытовых подробностей на основании классических шаблонов о семьях и типах внутренних взаимоотношений.

То есть, что я хочу сказать? Перед нами весьма условный детектив. Ведь смерть несчастного Бонни выступает лишь спусковым крючком для того, чтобы наша троица невольно сплотилась перед лицом опасности ложных обвинений и страха допроса в полиции по делу об убийстве. В сущности, страх логичный и понятный — многие взрослые люди в подобной ситуации дали бы дёру «от греха подальше», а тут, формально, ещё дети. Но. При всём этом, книга способна скрасить несколько часов, поскольку можно лишний раз покопаться в причудливых логических (не очень, на самом деле) цепочках, которыми писательница наделяет своих персонажей. Если так посмотреть, но относительно нестандартной я бы могла назвать только тайну Айви, поскольку проблемы Матео и Кэла довольно типичны для литературных историй о штатах.

Далее несколько слов о персонажах с конкретными спойлерами.

Не могу сказать, что мне понравилась Айви. Да, её жаль из-за внушительных загонов по причине давления со стороны брата, жаль, что она так опозорилась на каком-то важном выступлении. И да, позиция некоторых персонажей в стиле «Будь проще, чо ты шуток не понимаешь» не верна. У девочки есть проблема неуверенности в себе и вместо того, чтобы как-то помочь ей разобраться что к чему и как с этим быть, её оставляют копаться в своих провалах и позволяют убиваться ради того, чего она не может достичь. Это грустно. Но сама по себе девочка мне скорее не понравилась, потому что она совсем не думала о последствиях своей «мести брату». Сам по себе факт желания отомстить за унижение понятен, а с учётом возраста — ну, хорошо, Айви не могла подойти к брату и нормально выяснить «зачем он так поступил, зная, что у сестры непонятки с юмором», вот и пошла по простому пути.

И вот... вроде бы молчание также можно объяснить сначала незнанием всех последствий, а после банальным страхом наказания... Но девочка так легко раскалывается когда это «надо по сюжету», что всё вышесказанное теряет смысОл. Так что... большая часть неприязни основана именно на отсутствии понимания, где можно промолчать о проступке, а где надо лететь и слёзно признаваться, валяясь в ножках. Пусть ей было плевать на пострадавшего парня, но видеть, как разваливается жизнь того, кто тебе небезразличен, зная, что ты МОЖЕШЬ что-то сделать? Серьёзно? Не берём в расчёт «она ж попросила отца дать работу!», потому что... если бы она призналась, в этом не было бы необходимости.

История Матео типична и по-своему печальна. Сам парнишка не вызвал у меня особых эмоций: в нём есть и хорошие черты вроде послушания, умения сносить невзгоды и, наверное, прощать; так и плохие вроде некоторой нестабильности или странного отношения к делам Отем (молча соглашается с происходящим). В этой семье скорее радует Отем, как ни странно. Да, она поступала плохо, чтобы облегчить участь семьи. Но как только она понимает какие последствия несут эти лёгкие деньги, что семья оказывается в реальной опасности — девушка делает правильный выбор: рассказывает всё тёте и идёт в полицию. Имхо, это немного облегчает отрицательные действия Отем, хотя, очевидно, что ею движет страх и за себя и понимание, что сотрудничество со следствием позволит облегчить наказание. Поведение матушки семейства не вызывает симпатии, поскольку ситуация подаётся по-разному в разные моменты повествования. Но в любом случае мне кажется сомнительным выбор в пользу «гордости». Отказываться от помощи, но позволять двум детям впахивать как не в себя, вместо того, чтобы они нормально учились, и самой страдать от боли, растягивая приём жизненно важных препаратов? Не понимаю и не хочу понимать такой подход. Поэтому финальное озарение в духе «Ой, а можно ж засунуть гордость в... и принять помощь» выглядит вроде как разумно — мозг на место встал, но... как-то... не знаю, натянуто-притянуто что ли? Говорить о папаше я не буду — это настолько сомнительный твист, что слов нет.

История с Кэлом и вовсе безвкусная, поскольку представляет собой попытку приткнуться «везде и сразу». Сюда входит и семья Кэла, и его проблема в виде свиданий с учительницей рисования. Думаю, обговаривать всю своеобразность этой проблемы нет необходимости — субординация в отношениях преподавателей и учеников/студентов требуется не просто так. А тут ещё и возраст... Кхм. В его «линии», пожалуй, больше хочется поражаться этой наивности, с какой парень таскался за Ларой, хотя и знал, что у неё так-то жених есть, причём местный физрук. Сама же преподавательница не вызывает никаких приятных чувств, поскольку писательница выставила её типичной стервой без какой-либо морали. А потому финальный твист вызывает старое (не)доброе восклицание «WTF?!».

В общем, это была весьма слабая история как с точки зрения детектива, так и с точки зрения «человеческих мыслишек». Но, поскольку события развиваются динамично, история вполне может скрасить вечерок, если у вас не будет под лапой чего-нибудь более вкусного.

свернуть

В итоге назову этот роман не самым сильным у писательницы. Если вам любопытно узнать, что там за три друга такие и что за тайны — попробуйте, возможно вы получите удовольствие. Если же вам хочется динамичного расследования убийства хотя бы с зачатками логики — можно пройти мимо, ничего не потеряв, имхо.

СиВ: 509. P10 ”Страна восходящего солнца”*Замена
Междусобойчик: город N — Таверна "Танцующая кружка", книга №3 (обед за май).