Больше рецензий

2 мая 2024 г. 16:38

89

0 МедвеШиш: начало

Не введитесь на многообещающее название. Время НЕ наше. Время, которое отражается в книге – это 90-е годы, кои для людей лихие, а для либералов – святые. Книга полезна в первую очередь тем, кто их не застал. И особенно – вторая её часть «Белая книга нового русского детства» - о судьбах юных пациентов и их родителей. Все рассматриваемые семьи не маргинальные. Обычные. Верней, были такими, пока не развалилась страна, а перед её населением не встал выбор: впишись в рынок или умри. Собственно, им и психолог НЕ нужен.
НУЖНО социально ориентированное государство, которое можно было бы уважать.
НУЖНЫ рабочие места по специальности. И чтобы зарплата ни них позволяла жить честно и достойно.
НУЖНА уверенность в завтрашнем дне. И жизнь без войн и разгулявшегося криминала.
НУЖЕН твёрдый свод правил, нарушать которые было бы стыдно. В идеале общинные ценности. А как минимум – чтобы человек человеку не был волком, а безнравственный контент так и признавался безнравственным и находился в строго отведённой для него позорной нише.
А теперь представьте ситуацию: жили-были в СССР две тётеньки-псиихологини (точней, одна психолог, другая дефектолог). Помогали детишкам при ночных страхах, возрастных кризисах, излишней застенчивости и т.д. А тут к ним косяками повалили сироты при живых родителях, жертвы буллинга, возникшего на почве несовпадения новых и старых ценностей, потенциальные кадры для криминала, жертвы родительских экспериментов, беженцы из южных республик СССР, не умеющие (не желающие) вписываться в правила новой России, родители, либо растерянные в новых реалиях, либо озверевшие от погони за новыми соблазнами и вседозволенности, наконец, откровенные шизофреники, которым принудительный учёт у психиатра отменили.
С тех пор эти дамы кончились как психологи НАВСЕГДА.
Потому что ни один психолог не в силах устранить социальные причины. Его задача – помочь сохранить пациенту психику в условиях окружающей действительности. А тут ещё окружающая действительности откровенно мерзкая.
В общем, дамы занялись проповедничеством.
Наиболее символичны главы «Федя и тирольские шорты» - про формирование русофобски настроенной элиты.

«Федя оказывается за границей как бы меж двух огней: там его не принимают за своего, а «повернуться к Европе задом» и опереться на традиционные культурные ценности он не может. И начинает ненавидеть и тех, и этих. Одних за то, что они его унизили, а других — свой народ и страну — за то, что они его на такое унижение обрекли. И здесь уже начинается ответ на вопрос, какова будет роль повзрослевшего и вернувшегося из-за границы Феди в жизни российского общества. Ведь Федю с пеленок нацеливали на ключевые позиции — на то он и элита! Однако свою страну он не только не любит, но и не знает. Прежде всего потому, что был вдали от дома как раз в том возрасте, когда формируются стереотипы взаимоотношений человека с определенным социумом (выражаясь языком психологии, это сензитивный период для социализации), и потому, что русская жизнь сейчас очень динамична и выпадение из нее даже на год может вызвать дезориентацию.»

И «Костя» - о том, как под давлением обстоятельств ломается традиционная семья. Что интересно, авторы больше винят мать, чем отца. Хотя кто прав: хрупкая женщина, вынужденная стать кормильцем семьи? Или мужчина-богатырь, залегший на диван, а впоследствии спивающийся?
НО: ЕСЛИ ВЫ ИЩЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, ПРОЙДИТЕ МИМО: КНИГА НЕ ПРО ЭТО.