Больше рецензий

1 мая 2024 г. 18:45

159

4.5 Спойлер Книга, что называется, зацепила

Без преувеличения скажу, что эта книга стократно превзошла все ожидания. На самом деле на чисто читательско-любительском уровне отдаю всего себя и ставлю все 10 звёзд, и всё таки с практической точки зрения одну снимаю (позже поясню за что).
Сперва о хорошем. Персонажи. Чёрт возьми, как же меня зацепили все эти персонажи. Их довольно много и раскрываются в разной степени, но ощущения, что кто-то недосказан не остаётся. Эти люди действительно живые. Можно поверить, что где-то сейчас сидит глав редактор Дмитрий и общается с амбициозным писателем Женей (он же Джуд Джокер, он же Евгений Джинсов) на философскую тему любви, личной жизни или проблем.
Отдельно рассмотрим личность Вари, Варвары, Ваниллы Калиостро. Начиная с самой первой страницы Варя уже мертва и всю дальнейшую информацию о ней мы узнаём либо из слов её знакомых, либо из отрывков интервью, либо из воспоминаний, преимущественно Павла. Сама Варя будто некий мифический волшебный персонаж: мы её не видим, не знали, но все говорят какой прекрасной она была. Образ складывается быстро и ненавязчиво, так, что читатель воспринимает Варю не иначе как мученицу. И всё таки разберу действующих лиц по убыванию важности (сугубо на мой взгляд): самый значимый и пожалуй занимающий больше всего времени герой - Павел, он же редактор убитой Вари, он же по совместительству её вроде как неофициальный, но вполне реальный парень. Его взглядом мы смотрим на "кухню" издательского бизнеса. Много размышлений на тему того, как капитализм превратил книги из искусства в интересный источник заработка. В жизни Паши много рутины, что на вид может показаться максимально грустным и унылым, но, если задуматься, на деле является частью нашей реальной жизни. Итак, следующий ключевой герой - полицейский Дмитрий, с которым, грубо говоря, идёт в комплекте и его подручный Лёха. На вид довольно классический дуэт: взрослый и серьёзный человек, опекающий своего лучезарного и "приёмного" ребёнка. И всё таки такое взаимодействие не кажется клишированным, потому что автор то и дело меняет парней местами, показывает их не самые привлекательные стороны и делает их по-настоящему живыми. Затем Джуд Джокер, он же Женя на самом деле может побороться с значимостью с Дмитрием, но кажется не будет против, если поставим его на ступень ниже. Мой любимый персонаж из всей книги (ну и думаю я не один такой). Действительно лучезарный и неунывающий весельчак, который, вопреки стереотипам о шутах и клоунах компании, не глуп, может поговорить на серьёзные темы. Женя подкупает своей искренностью и стремлением познавать новое. Это на самом деле тот человек, которого все хотели бы видеть в качестве своего друга. Так же в отдельном отрывке мы узнаём и его романтическую линию с профессором. Возможно этот ход и был чтобы на волне хайпа подкупить толерантную квир аудиторию, но даже если так, ход рабочий. Скажем спасибо, что эта линия раскрылась во второй половине книги и видимо не была замечена жестоким роскомнадзором)
Итак, с ключевыми ролями разобрались, теперь хочется уделить внимание языку и сюжету. Первое, что сразу бросается в глаза - эта книга не остросюжетная. В ней действительно много философии смерти (и не только), рассуждений, и она не рассчитана на то, чтобы читать второпях. И хотя главным двигателем сюжета является смерть Вари, а если быть точнее, расследование и поиск её убийцы, сложно назвать эту книгу детективом. Думать приходится не над тем, кто из подозреваемых виновен, а над тем, действительно ли теорема о бесконечных обезьянах правдива, правильно ли, что любая книга имеет право выходить на свет и найдёт своего читателя, зачем нужна дружба, в чём измеряется счастье и наконец, почему люди совершают самоубийства. Скажем так чистейшая пища для размышлений и огромное количество подчёркнутых мною цитат. Частая смена формата позволяет окунуться в книгу, будто в параллельный мир. Вот тебе и посты Жени в Инстаграме (не перечесть сколько пришлось сделать сносок, что "*Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации") и запись интервью с Варей и электронные письма и т.д. и т.п.
Так же не могу не отметить бесконечное количество отсылок на массовую культуру и не только. Тут тебе и Достоевский и Стругацкие и неоднократно упомянутое аниме "Тёмный дворецкий", песня пионеров, стихотворение ведущего командира в анархистской армии, Сталкер, "Шоу Трумана", цитирование "Операции "Ы"", "Благие знамения", многие книги, которые лично я особенно люблю, такие как: "Коты воители", "Дом в котором...", произведения Ли Бардуго и особое внимание "Пикнику на обочине". В машине нас сопровождают и цитируются песни "Сплин" и "Би-2". И всё вышеперечисленное удивительным образом дополняет и пересекается с научными теоремами, гипотезами и феноменами: налицо синдром самозванца, лента Мебиуса (так вообще называется последняя глава) и всё всё всё. И это ещё только то, что я запомнил и заметил, потому что озвучить всё кажется невозможным. Возможно кого-то это может и оттолкнуть, потому что не все отсылки могут быть понятны,  но мне, как человеку увлекающемуся всем и сразу такое только подкупает.
И всё таки перейдём к злосчастной -1 звезде. За что же можно снять, если большое количество текста выше я буквально пел дифирамбы этому произведению? Пожалуй это та часть, которая появилась почти в самом конце. Возможно конечно, мне просто не хватает ума понять, что произошло, но кажется это было действительно непонятно. Самая большая проблемная часть для меня - эпизод с неожиданным припадком Лёхи у машины (стр 266-271). Если честно какой-то абсурд. Какая-то Людка (упоминание которой в книге наверняка было, но ненадолго и незначительное, так что это имя не отложилось у меня в голове), что-то про "не переживай, Лёх, все понимают, никто не будет ничего говорить". Какая-то она. В общем если кто-то сможет прояснить в комментариях, что это было, буду очень благодарен. Однако эти 5 страниц не единственная проблема (если бы только в них, я бы скинул дело на свою глупую голову). Только после прочтения других рецензий стало понятно, что оказывается это магический реализм. В эпизодах с приходом этой мифической дамы правда больше казалось, что герои выпили чего-то лишнего, но оказалось, что нет. И под конец нам всё таки раскрывают главную задумку: всё, что писала Варвара, случалось на самом деле, с настоящими людьми. Хотя, если честно, для меня было бы проще если оказалось бы, что Алиса Стрельцова (убийца) на самом деле просто сошла с ума на почве помешательства на игре/книге. Возможно глубоко в душе я буду в это верить и без всяких магических дел.
Ну и наконец финал. По большому счёту он отрытый, но я придерживаюсь довольно печальной версии. Кратко: Паша приходит в Варину квартиру и опирается на подоконник с недвусмысленным желанием, но его останавливает Женя. Парни болтают на кухне и Женя буквально проводит психологическую сессию (не зря учился на психолога), но вот поможет или нет - вопрос другой. Уходя, Паша берёт из ящика Варин пистолет и мысленно комментирует "Варя не стала бы прыгать из окна. Она пошла бы в парк, где поменьше людей и поменьше мороки. Оставить записку, чтобы никто не мучался". А в эпилоге мы видим последние Варины мысли так: "И пистолет. Нет, не бери мой пистолет. Ни в коем случае не бери мой пистолет. Я ведь помню, ты знаешь, где он лежит, так вот, не бери. Это очень тяжело - жить когда он есть, просто вот есть пистолет. Смерть - твоя или чужая живёт в твоём доме, и ты сам, одним щелчком можешь, как собаку, её подозвать". В довершение всего, в своей книге (той самой из-за которой её убили) Варвара оставила открытый финал, зато позже призналась Паше: "Я знаю, что она умерла. Убила себя". Так и здесь, как мне кажется история Паши заканчивается трагично.