Больше рецензий

30 апреля 2024 г. 18:24

39

4

Марта и Курт Драйеры - обеспеченная семейная пара с проблемами в отношениях. За внешним лоском и благополучием скрывается пустота, неудовлетворение и скука. Курт не замечает, что в его отношениях с женой растет пропасть. Он воспринимает ее как привычный, хорошо знакомый и очень предсказуемый предмет.

Между тем Марта с каждым днем все больше и больше мужа ненавидит, и стремится завести любовника. Во-первых, потому что все так делают. Во-вторых, потому что это ее шанс почувствовать вкус жизни снова. В итоге ее выбор падает на Франца.

Франц - это молодой племянник Курта. По просьбе его матери последний согласился помочь ему реализоваться в жизни и решил дать работу в своем магазине одежды. Однако вместо устроения условной карьеры и самостоятельной жизни, Франц полностью подчиняется влиянию Марты. Вместе они начинают планировать убийство Драйера.

В этом треугольнике все несчастны по своему. Самый отталкивающий для меня персонаж - Марта. Все, что она делает, она делает из злости и ненависти. В своем недовольстве текущим положением вещей она винит Курта, намекая на то, что он и разбогател только благодаря ей. И вообще все, что у него есть - это ее заслуга.

Но при этом Марта ничем не интересуется. Скорее она ведет немного клишированную, пошловатую жизнь, наполненную идеями из бульварных романов. Это хорошо видно на контрасте между супругами. Даже любовника она заводит не из-за внезапно вспыхнувшей страсти, а потому что все так делают и ей уже пора. Она душит Франца своей «любовью» и днями напролет предается фантазиям о жизни после трагической гибели супруга.

У Франца же в целом сложные отношения с женщинами. Мать его не очень любит и явно предпочитает его сестру. Возможно из-за этого он так легко падает в объятия Марты - она взрослая, властная, указывающая что и как делать, опекающая женщина. Но в отношениях с ней нет легкости, а только болезненность, надрыв и нервозность. И если она представляет и постоянно говорит об их будущем, то Франц живет сегодняшним днем и скорее плывет по течению, чем пытается управлять этой лодкой.

Курта же больше интересуют загадки в человеческих существах, чем они сами непосредственно. Как только какая-либо интрига пропадает, пропадает и его интерес. Так, Драйера больше занимает потенциальный алкоголизм шофера, нежели разворачивающийся перед его носом адюльтер его жены и племянника, ведь для него они максимально просты и понятны. То же самое касается и истории с производством «живых» манекенов.

Все трое так или иначе отстраняются от реального положения дел. Они живут мечтами, фантазиями, представлениями, выдуманными чувствами.

Персонаж, которого я не разгадала - это старик-арендодатель, утверждающий, что на самом деле он маг и фокусник. Но если смотреть на роман как на театральные подмостки и некую пародию на жанр, то присутствие подобного человека - ожидаемо. Он как будто буквально спятил и уже физически не может отличить реальность от вымысла.

Отчасти через него Набоков дает подсказку читателю о том, что произойдет в финале. Имя этого старика - Менетекелфарес. Это три слова, сплавленных в одно - «Мене» (Исчислено), «Текел» (Взвешено) и «Фарес» (Разделено). Они появляются на пиру Валтасара и становятся знаком грядущего несчастья. Буквально, выражение «валтасаров пир» означает последний беззаботный момент накануне беды.

В целом, мне роман понравился. Он стремительный, развлекательный, плотный, нескучный и дающий пространство для размышлений после прочтения.

Комментарии


В нем скрыты шикарные любовные линии, метафоры и послевкусие ) Спасибо, что окунули в поток прежних эмоций )