Больше рецензий

30 апреля 2024 г. 10:17

205

5 По женским т̶е̶л̶а̶м̶ головам

«Милый друг» долго пребывал в моих списках для прочтения. Я видела и театральную постановку, и экранизацию. Наконец добралась и до книги.
Главный герой Жорж Дюруа – молодой человек низкого происхождения, который делает карьеру за счет женщин. Хотелось бы сказать «нализал», но нет. Если бы он был просто альфонсом, который прибился к одной дамочке и живет за ее счет, то это еще куда ни шло. Но он меняет дам как перчатки и ему глубоко наплевать, что с ними будет дальше. Прямо скажем, никакими моральными принципами он не отягощен. Талантами тоже. На протяжении всего чтения я пыталась понять, а в чем же секрет Дюруа, почему он так привлекает женщин? На первый взгляд в нем нет ровным счетом ничего, кроме смазливой мордашки. Кстати, в книге есть сравнение Жоржа с Иисусом, изображенным на картине… Несколько кощунственно, но как литературный прием интересно и точно. Не по делам, но по влиянию.
Так что же еще есть в «милом друге», как его окрестила Лорин — дочь одной из любовниц нашего героя? Временами он может интересно о чем-то рассказывать, первое время любезен… Что же еще? Самовлюбленность? Меня весьма забавляли его разглядывания себя в зеркалах. Да и в целом его непрошибаемая вера в то, что он достоин большего, сколько бы жизнь ему не давала – всегда мало, всегда обделен.
А может, дело не в нем, а в самих женщинах, в том, чего им не хватает в повседневной жизни? Они видели перед собой симпатичного мальчика, который хотел им понравиться. Он представал перед ними изначально несколько несуразным, делающим первые шаги в обществе, жаждущий поддержки и одобрения. Наверное, его неуклюжесть могла казаться милой, болтовня оригинальной, а манера общаться – непосредственной. Вряд ли они задумывались, что источник этого – невежество, отсутствие образования, но при этом непоколебимая вера в свою уникальность. Да, он вполне мог пробудить в них материнский инстинкт. Недаром он так легко нашел общий язык с Лорин. Плюс в своих любовных похождениях он действовал с напором, нагло, даже грубо. Думаю, такого они точно не получали от своих мужей или других кавалеров. Такое поведение можно было принять за страсть.
Пройдемся немного по женским персонажам. Приятно, что здесь они не картонные, разнообразные и вместе с тем узнаваемые.
Больше всего я симпатизировала Мадлен Форестье. Умница и красавица. Она сделала карьеру своему мужу. Фактически это она одна из всех присутствующих в книге обладает журналистским талантом. Вот только в те времена место женщины было подле мужа. Но Мадлен умеет найти выход из любого положении. Вот только для этого ей нужны мужчины. Стоит ли ее винить в том, что после смерти мужа она пошла по уже знакомому ей пути? Думаю, нет.
Клотильда тоже весьма обаятельна. Но ее обаяние другого рода. Она авантюристка, любит жизнь и приключения, способна на глубокую привязанность, хоть и во вред себе. Ее живость и непосредственность притягательны.
Вирджиния переживала в книге наиболее трагичную и сложную борьбу – религиозности, долга и чувств. В какой-то степени г-жа Вальтер смешна и даже неприятна. Но ей трудно не сочувствовать. Пожалуй, она пострадала от Дюруа наиболее сильно.
Порадовал меня и финал книги. Никаких хеппи-эндов, как в жизни.
Резюмируя, книга хороша. Она интересная, легкая, но при этом заставляет задуматься не только о взаимоотношениях между людьми, о карьере и деньгах, но и о жизни и смерти. Сцена, в которой умирает Форестье очень сильная. И, конечно, я не могла не вспомнить, что homo homini lupus est – человек человеку волк.