Больше рецензий

28 апреля 2024 г. 14:33

Лучшее на Лайвлибе

136

4 Ты можешь...

Ты можешь читать эту книгу, а можешь не читать. Ничего особенного нового она в жизнь не привнесет, как, собственно, и большинство романов написанных Стейнбеком. Возможно, за давностью лет. С другой стороны, хуже от прочтения точно не становится. Отличный слог, прекрасные описания природы и мест действия романа, чудесно передана атмосфера. При этом нет ощущения затянутости, чему, несомненно, способствует то, что Стейнбек был журналистом. Как-то очень здорово получалось у него своим стилем помогать читателю проскакивать через длинноты. В этом он мне очень сильно кажется похожим на Симонова.
Но к книге. Семейная сага. Даже, в какой-то степени, мемуары и, при этом, в основе библейская история о Каине и Авеле, да ещё и дважды повторенная, правда, вариант лайт и никого не убили.
Вообще, все время чтения у меня в голове крутилась строка из песни "В этой вселенной на всех не хватает любви". Потому что любви тут детям не хватало точно. И любви, и понимания, и умения не смотреть только на внешность. Мои отчаянные попытки напоминать себе о времени написания романа не слишком помогали. Так и осталось для меня непонятным, с чего Калеб решил, что в нем есть какая-то темнота? Только на мать посмотрев? Увидев как отличается от остальных членов семьи? Так это понятно. История про коня и трепетную лань. Ревность как ответ вполне очевидна и это он еще молодец, долго держался. Ведь никто не стремился мальчику помочь, поддержать. Зато вбить в уже существующие рамки - да. Неужели непонятно, насколько все плохо, когда ребёнок пытается купить внимание и хорошее отношение родителя? Впрочем, родитель тут всю жизнь в депрессии (любопытно, был ли тогда такой диагноз) и можно очень долго разбираться, а была ли у него вообще жизнь после ухода Кейт. Ведь, по-хорошему, даже Аарон и Калеб воспитаны больше не им, а китайцем Ли, тогда как Адам сидел, погрузившись в страдания, из которых его кулаками доставали.
Кстати, на удивление, Кейт мне понравилась. Яркий персонаж. Про неё приятно было читать. Не про её поступки, но всякий раз, когда она появлялась на страницах, это было как глоток свежего воздуха и становилось ясно, что скучно не будет. Опять же, полагаю, что это веяние времени. Ну не могла женщина в 50х, в Штатах, не желать быть матерью. Как это так? Как это женщина может хотеть чего-то иного? А хочет, ну так пусть будет проституткой, другого такой не дано. В общем, хоть и гнилой Стейнбек пытался показать свою героиню, но, странно, она у него куда более живая, чем куча положительных. Героинь адекватных, кстати, у него в романе что-то не замечено. Либо страдалицы, либо матери семейства с огромной кучей детей, либо, вот, Кейт. Это время, да. Ну, и книга о мужчинах. Что тоже не мешает быть им странными.
Адам, который полжизни занимался непонятно чем, а точнее, чем угодно, кроме собственных, хм, да пусть даже и племянников, не выкинул же, так должен же был ими нормально заниматься. Ли, который, столкнувшись с независимостью понял, что какая-то она, кажется, несъедобная и с Трасками проще. Калеб и Уилл Гамильтон, которые, на самом-то деле, опора семьи, потому как всегда твёрдо стоят на ногах, умея делать деньги, но почему-то стыдятся этого (хотя да, тут явно вылезли левые взгляды писателя). Аарон, который вообще имея все, ну совершенно все, не выдержал одного-единственного удара и сбежал на войну.
И это тимшел под конец романа. Нет, оно прекрасно, оно вдохновляющее и восхитительно трогательно завершает книгу, вот только я искренне надеюсь, что Ли, помня о том, что Калеб немного другой, объяснит ему, что это значит. Этому мальчику хватило бы его имени. В его имени, произнесенном отцом на смертном одре, было бы все, что Калебу нужно - и прощение, и благословение. Но безликое тимшел... Не знаю. Впрочем, это лишь моё мнение.
А роман, несмотря на то, что вызвал у меня в чем-то смешанное отношение, очень неплох. Как, в общем-то, и многие другие произведения Стейнбека.