Больше рецензий

SollyStrout

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2024 г. 15:07

44

4 Спойлер

Роман английского писателя-фантаста Артура Кларка написан в 1961 году. А в 1963 году был номинирован на премию Хьюго как лучший роман.

Действие происходит в будущем, где люди освоили полеты в космос и колонизируют другие планеты. На Луне под куполами люди строят города.

Кипучая деятельность сменила миллионы лет спячки, и за последние пятьдесят лет на Луне произошло больше событий, чем за предшествующие пять миллиардов.

Управления лунного туризма организует экскурсии для жителей Земли по поверхности Луны. Это очень дорогое удовольствие для туристов и приносит хорошую прибыль. Поэтому руководство постоянно ищет новые маршруты, исследуя поверхность Луны.
Одним из таких маршрутов является поездка к Морю Жажды. Его особенность в том, что оно заполнено не водой, а пылью. А мы знаем, что людей привлекает и завораживает все странное и необычное. Мелкая и сухая, лунная пыль ведет себя, словно самая текучая жидкость.

Урони тяжелый предмет, он тотчас исчезнет — ни следа, ни всплеска…

Для того, чтобы передвигаться по этой коварной поверхности, люди создали специальный транспорт двухместные пылекаты. А для туристических целей был создан пылеход П-1 под наименованием «Селена». Это было абсолютно новое транспортное средство, первый образец такой технологии, удивительная помесь саней и автобуса вместимостью двадцать человек и два человека команды. Второго образца не существовало даже в проекте. Руководство не торопилось с этим, хотело убедиться в прибыльности данного проекта.

В очередной экскурсионной поездке происходит катастрофа, связанная с процессами самой планеты. Как говорит автор, такие события происходят раз в миллионы лет. И так получилось, что именно в этот момент «Селена» уже находится над поверхностью Моря Жажды. И пылеход оказывается погребен под слоем песка на глубине 15 метров.

Если до этого читатель, как и пассажиры пылехода, были заворожены лунными пейзажами, особенностями окружающего мира, и подготовленными для них развлечениями, то дальше нас ждет тревожная напряженная часть. По своей атмосфере это напоминает ситуацию в романе Артур Хейли, Джон Кастл - На грани катастрофы . Ситуация очень нестандартная, у руководства почти нет технических средств. Сначала происходит поиск. След пылехода обнаруживает сотрудник, которого недолюбливают. И делает это он с помощью прибора, который не берут в расчет долгое время. Такой прием часто можно увидеть в современных фильмах. А далее разворачиваются спасательная операция. Все придумывается на ходу. Группа предлагает возможные варианты, они рассматриваются и отбрасываются с объяснением причин. Все очень подробно, ведь перед нами представитель научной фантастики.
Время спасателей ограничено количеством имеющегося на «Селене» кислорода. Но пылеход рассчитан на работу на поверхности Луны. А вот находясь в толще лунной пыли, необычного для людей материала, он начинает потихоньку ломаться. И это люди не учли. Все очень напряженно.

Автор рисует свой сюжет без каких-либо тайн, без интриг, все герои незлобные, само повествование тоже. Почему-то сразу верится, что все будет хорошо. А информация о людях, переживших катастрофу, описанная в последней главе, подтверждает это ощущение. Технические подробности в процессе спасательной операции лично для меня были немного скучноваты. А вот вступление о колонизации Луны, о туризме, вообще атмосфера необычной для нас локации передана очень хорошо. Поразила сюжетная линия журналиста. Роман написан более шестидесяти лет назад. Но уже тогда, чтобы заполучить первым интересный захватывающий репортаж, люди готовы были пойти на многое.

В то время как на поверхности вели борьбу за жизни людей, внизу, внутри корабля, запертые люди вели борьбу с собой. Капитан судна, оценив обстановку после катастрофы, сразу сообщил пассажирам, что самостоятельно они выбраться не смогут. Им придется только ждать помощи. И вероятность того, что они погибнут, велика.

Пусть у них только два выбора: умереть, как люди, или умереть, как звери — первое, несомненно, лучше. Даже если «Селену» никогда не найдут и никто не будет знать, как ее узники встретили смертный час. Это выше логики и рассудка; впрочем, то же самое можно сказать едва ли не обо всем, что определяет жизнь и смерть человека.

И люди решают оставаться людьми. Чтобы избежать паники, они всячески отвлекают себя от происходящего: устраивают совместные чтения, различные игры. И эта сюжетная линия мне очень понравилась.

Роман получился захватывающий, познавательный (и не только с научной точки зрения, но и с психологической), атмосферный. Приятное знакомство с автором.