Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

26 апреля 2024 г. 19:08

130

4 "Самое главное, за что вы ведете борьбу? Какой абсурд!"

Если заглянуть на страничку автора, то можно узнать, что Эдвард Олби писал "об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию", о "бессмысленности современной жизни". Пьеса "Что случилось в зоопарке" очень ярко это демонстрирует. Двое случайно встретившихся мужчин ведут разговор. Ну, как ведут? Питер сидел себе спокойно на любимой скамейке в парке и читал книгу. Джерри навязчиво пристал к нему, сначала выспрашивая и выведывая семейные подробности, потом интригуя историей, случившейся в зоопарке, постепенно перейдя на собственную жизнь и невзгоды. Питеру только и оставалось, что отвечать и слушать, стараясь быть вежливым... После подобной сцены знакомства сразу же напрашивается очередная отличительная черта творчества Олби: "немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты". Осталось добавить, что драматург является ярким представителем "театра абсурда". Не стоит удивляться дальнейшему развитию событий, на то он и абсурд.

На сцене всего два героя, но при этом постоянно чувствуется, что один из них активный персонаж - он завязывает знакомство, вызывает на откровенность и откровенничает сам, толкает на действие второго персонажа - пассивного и безвольного, заставляя проявить активность и отстаивать позицию. Зачем это нужно Джерри?

Вы сейчас узнаете, что случилось в зоопарке, но сначала я скажу, зачем я туда попал. Я пошел присмотреться, как люди ведут себя с животными и как животные ведут себя друг с другом и с людьми тоже.

Кроме явного посыла описанных действий, имеются и скрытные причины. Джерри - одинокий человек. С одной стороны, он не очень-то и хочет впускать кого-то в свою жизнь, у него нет желания вставить чьи-то фотографии в пустые рамки на столе. Но как тогда объяснить историю с собакой? Думаю, он не просто одинокий, но и разуверившийся человек.

Я живу не в вашем квартале. Я не женат на двух попугайчиках или что там у вас. Я — вечный временный жилец, и мой дом — мерзейшая комнатенка в Вест-Сайде, в Нью-Йорке, величайшем городе мира. Аминь.

Финальная сцена наполнена давлением, позволяющим почувствовать всю абсурдность ситуации.
Джерри толкает Питера на проявление действий, провоцирует его словами, толчками, вызывая на драку, заставляя взять в руки нож. И Питер ведется...

У вас есть все, что вам нужно, — и дом, и семья, и даже собственный маленький зоопарк. У вас есть все на свете, а теперь вам понадобилась еще и эта скамья. Разве за это борются люди? Скажите, Питер, вот эта скамейка, это дерево и железо — дело вашей чести? Самое главное, за что вы ведете борьбу? Какой абсурд!

Прочитано в группе Драматургия.