Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 04:55

89

3 Спойлер "Мартин Иден", "Жерминаль", "Гроздья гнева" в одной истории? Конъюнктурщина.

"Правда в том, что это история обо всем на свете, но главным образом об идиотах" ("Тревожные люди" Ф.Бакман)

Говорят, между смелостью и безрассудством тонкая грань, и это тот случай, когда безрассудство принимают за смелость и героизм.

Переспать с первым встречным (на зло маме отморозить уши) — это смелость или безрассудство? В 25 лет между прочим, и вроде как начитанная девушка, но ок, допустим история про идиотов, и наверное тот случай, когда:


Все ломают всё, всё ломает всех.
Тысячи страниц, но теперь понятно, что совсем не тех.
На руинах, на пожарах, брошенный без сил –
Интересно вспомнить, честно, кто тебя учил?

( Lumen - Учились жить)

Не разговаривать с мужем о проблемах и может даже пойти на компромисс — смелость или безрассудство?

Поехать одной с детьми через пустыню на машине которая может и не доехать, в ситуации когда люди перестают быть людьми, доведя ситуацию до крайности (предварительно чуть ли не убив сына своим бездействием, хотя муж хотел уехать раньше, до того как ушел) — это смелость или безрассудство?

p.s. Муж тоже не герой конечно, но не забывайте, это история про идиотов (в т.ч. в лице мужа), и возможно он самый проработанный и логичный персонаж в истории, хотя и козел — козел последовательный и даже с какой-то личной драмой, и за свое безрассудство расплачивается.. И дочку можно понять, подросток-максималист и книжки читала соответствующие. К маленькому мальчику тоже вопросов нет, конечно)

Согласиться на первую попавшуюся "возможность" в каких-то диких условиях (в которых сдохнуть ни чуть не сложнее, чем в песчаной/пылевой буре, старики вот как-то выжили) — смелостью или безрассудство?

По поводу концовки еще можно дискутировать, оставлю..

Слог автора неплохой, основа и задумка интересная, но в остальном очень слабо.
Да, местами трогательная, но где-то чувствами манипулируют слишком явно, где-то наоборот не дожимают. (ладно мальчик, но смерть стариков в доме была бы вполне логичной и исторически верной, например, и отчасти оправдала бы поступки героини, а то только и разговоров про пылевую пневмонию).

Персонажи не проработаны.

Главная героиня с одной стороны абсолютна бесхарактерная серая мышь, а с другой периодически делает какие-то не характерные поступки (достойные ребенка, а не умной и взрослой женщины), и часто ей просто везет. (с замужеством, с преодолением пустыни, с новой работой в доме, с новым мужиком и т.д.). Да и сюжет часто не последователен. То она 25 летняя в успешном доме ни кому не нравится, пока не наденет откровенное платье, то находит мужика находясь явно в менее привлекательном состоянии, да еще и совершенно другого типа. (чем она вообще могла его привлечь, интересно)

Можно вообще подумать, что мужик просто использовал наивную уязвимую женщину, сначала в сексуальном плане, а потом сделав из нее мученика. Ему-то явно кто-то доплачивал за его деятельность, можно сказать интересы в т.ч. корыстные, да и ради идеи не сильно лучше. При этом этот же мужик был принцем на белом коне, хотя фактически и сдав ее в рабство, но в более благоприятные условия, чем были до этого. (к слову о роли главной героини во всей этой истории) А если учитывать первое замужество по залёту и с первым встречным, получается очень похоже на правду, просто скрытую между строк.

Роман написан топорно, больше похоже на сборник рассказов про совершенно разных личностей, у которых должна быть разная судьба, но тут они почему-то являются одной главной героиней, и как-то совмещают несовместимое.

И если "Мартин Иден" был сильной личностью, который добивался своей цели, действовал целенаправленно и методично, иногда терпел неудачи, но не сворачивал с пути, анализировал происходящее и делал выводы, и в процессе менялся и развивался как личность — то тут ничего подобного нет, один раз пошла против родителей и один раз взошла на эшафот (что само по себе спорно), а между этими событиями плыла по течению, и ей каким-то чудом просто везло. (и где тут смелая и сильная личность?).

Если в "Жерминаль" можно было сочувствовать обеим сторонам, везде были люди, на место которых можно поставить себя — здесь все черное или белое.

Простенькая книга, которую можно слушать между делом на скорости 2х. Можно было бы придумать какие-то оправдания, что заставит задуматься и обратить внимания на тему людей, которые не читают классику и т.д., но скорее всего, те кому эта книга и понравится, не обратят внимание на историческую основу и проблемы тех времен, не сделают каких-то выводов, а если сделают — страшно подумать какие.

Это и не исторический роман, и не "новая классика" — исключительно развлекательная литература, где все просто и понятно, со "стеклом", но даже оно исключительно сказочное. Книга не для подумать и анализировать, а исключительно для чувств ради чувств, короче для поплакать (если сможете проникнуться).

Чувствуется попытка написать роман про сильную и смелую женщину, а получился в лучшем случае про мать, которой часто везло в ее безрассудных поступках, а рассуждать она начинала всегда слишком поздно — в таком свете концовка даже выглядит вполне логичной.

Да, это не "Мартин Иден", не "Жерминаль", и не "Гроздья гнева", и даже не "Стоунер", в таком исполнение склоняюсь к тому, что это просто конъюнктурщина, попытка засунуть сильную женщину в классическую историю, но сделана настолько плохо, что скорее дискредитирует женщин. (если посидеть и подумать)

Слушал в аудио (думаю, в тексте был бы еще более критичен), спасибо Наталии Казначеевой за хорошую озвучку.