Больше рецензий

22 апреля 2024 г. 22:50

Лучшее на Лайвлибе

122

4

Не знаю, можно ли это отнести к категории рецензий, но моё основное размышление, которое осталось по итогам прочтения книги.
Я всё никак не могла понять, почему вся эта история Мастера про Понтия Пилата евангелие от сатаны, а сейчас вот резко дошло. Потому что Иешуа - человек! Человек и только. Добрый, умный, но он умирает и не воскрешается, значит, это просто одна из многих смертей пусть выдающегося, но всё же лишь человека. Значит, Бога нет.
И именно это центральная тема. Все советские люди - безбожники. И Воланд и его свита над ними глумится, выискивая и наказывая за мелкие грешки, и у них нет никакого шанса на спасение, потому что они ни во что не верят. Всё это глумление над головой несчастного почившего Берлиоза про это. И даже после всего-всего люди находят себе рациональное объяснение - ну, это просто залётная шайка гипнотизёров-бандитов. И я думаю, за это-то душа у Булгакова и болела.
Потому что ну не выписывает он советских людей конченными негодяями, и Воланд - не Сталин. Но для верующего человека конечно атеисты - люди пропащие. И он их по-своему может быть даже жалеет.
А Мастеру и Маргарите даётся их маленькое счастье. Не на небе - слишком грешны. Но всё же счастье, потому что поверили, ну и искупили немного, как могли.
Но во всём этом есть лучик надежды - товарищ Бездомный. Который, во-первых, тоже написал стихи о том, что Иисус всего лишь человек, а Берлиоз его поправлял, что надо писать, что его вообще не было) А во-вторых у него душа открыта для веры, и он сразу во время погони хватается за подвернувшуюся иконку, и он принимает то, что происходит и видит его таким, какое оно есть. И просветляется по поводу того, что не надо писать плохих стихов.
Не потому ли он Бездомный, который на самом деле Понырев, что у его верующей души нет дома?
Поэтому меня, как собственно атеистку, эта история так глубоко и не цепляет. Я не вижу в этом трагедии, которую видит автор.