Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2024 г. 21:16

114

4 Потребляющее Эго и метапотребление

Жан Бодрийяр так метко назвал свой труд «Общество потребления» и так его расписал, что этот термин стал нарицательным описанием современного нам общества. Хотя есть придумки про переход от общества потребления к «экономике впечатлений», потребление рулит, да. Автор начинает с размышлений на тему потребления в современный ему период, и это такое общефилософское осмысление поведения окружающих. Как раз он наблюдал период подъема экономики и ускорения/удешевления большинства товаров массового потребления, шестидесятые-семидесятые. И мне показалось, что автор далеко не безразличен к происходящему, он не беспристрастный философ, ему явно не нравится происходящее с позиций подмены понятий «ценность» и «цена», вообще все это желание постоянно обогащаться какими-то новыми товарами в ущерб иному развитию да и вообще просто другому мировоззрению. Сейчас даже течение есть антиконсьюмеризма, но забавно, когда такие течения предлагают, например, купить какой-то мерч, вот уж насмешка над смыслом. Бодрийяр на самом деле проделал большую работу, он приводит множество статистики, аргументирующей его выводы еще в самом начале. Общественная логика потребления, согласно автору, это стремление купить себе то, что в данный момент считается счастьем и успешным успехом (тут он вводит интересное понятие «мода присвоения»). Потому, вопреки рекомендации «быть, а не казаться», многие стараются купить статусные вещи, более дорогостоящие, чем было бы рациональнее потратить свой бюджет с меньшими расходами. Но так, ведь было всегда, иначе бы не было массы запретительных законов по поводу цвета и материала одежды для разных сословий, например. Заинтересовали рассуждения о природе мотивации потребления и том, что ее подталкивает. По сути на этом строится весь трансмедийный контент, маркетинговые планы и бог знает что еще. Но вот что автор скромно обходит молчанием, но сейчас довольно часто обсуждается, это как поведение общества потребления влияет не только на самое себя, но и на окружающую природу; а еще, если с мотивами все понятно и «эффектом кушающей возле зеркала свиньи» тоже, но вот роль бизнеса также не стоит замалчивать. В общем до сих пор книга актуальна и по сей день описывает наше общество, которое постиндустриано падко на постоянно обновляемые товары на хайпе.

Книжное путешествие

Комментарии


роль бизнеса также не стоит замалчивать

А что с бизнесом не так? Вы, надеюсь, не про тот мелкий частный бизнес, когда один открыл чебуречную и второй открыл точку по продаже пончиков и вот они между собой уже конкуренты. Это долгая тема и встречается она в книгах про экономику. А тут об обществе потребления пассаж.


Все с бизнесом так, не переживайте) Это действительно долгая тема