Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2024 г. 10:00

184

2.5 Книгомарафон. Модный приговор

Классический детектив Патриции Мойес является описанием совершенно провального расследования несуразной детективной истории.

Перед читателем разворачивается линейное повествование о следственных действиях, предпринимаемых старшим инспектором Скотланд-Ярда Генри Тиббетом по делу об убийстве сотрудницы журнала о моде "Стиль" Элен Пэнкхерст. По-началу всё идет нормально - инспектор Тиббет опрашивает коллег Элен и ее знакомых, пытается восстановить картину дня, предшествующего убийству, выяснить подробности личной жизни Элен. Генри Тиббету приходится работать в несколько необычных условиях и с людьми творческих профессий, но инспектор абсолютно не теряется.

Генри обратил внимание, что чуть ли не каждый сотрудник «Стиля» старался внушить ему: их мир — особый мир. Но, если не считать тех эскапад, какие устраивал Патрик, все эти люди ничем не отличались от прочих смертных. Может быть, это особая форма тщеславия — воображать себя оригиналами?

Сам инспектор Тиббет - человек опытный, даже "знаменитый" (чем он знаменит из романа неясно, но книга третья или четвертая в цикле). В процессе расследования Тиббет ведет себя в целом спокойно, в его манерах нет ничего примечательного, он не юморит, не имеет каких-либо психофизических особенностей, не бухает, счастливо живет с женой. До развязки Тиббет допускает лишь единственный, но серьезный промах, когда, сославшись на усталость не слушает рассказ своей молодой племянницы Вероники (кто ж знал, что эта пигалица может что-то путное лопотать), которая работает манекенщицей, связана с некоторыми фигурантами дела и имеет любовника в редакции журнала.

В общем, читаешь неплохой детектив, как обычно, прикидываешь кто злодей и не ожидаешь ничего плохого, а надо было! В конце романа, как водится, раскрывается как, кто и зачем совершил преступление, как сыщик об этом догадался и какие были улики, и по всем пунктам полнейший бред и провал!

Дело было так. Убийца (который не собирался убивать) заходит в кабинет будущей жертвы (в этот момент ни жертва, ни убийца даже не предполагают о подобном распределении ролей) и видит, что у жертвы случайным образом появилась (жертва пока об этом ни ухом, ни рылом) потенциальная возможность получить доказательства противоправной экономической деятельности убийцы (который еще не убийца). Мгновенно оценив ситуацию, убийца решает убить и тут же осуществляет свой коварный, только-что родившийся план отравления (никакой ссоры, драки между фигурантами не было, жертва так ничего и не поняла), становясь, наконец, убийцей. Надо заметить, что подобное поведение преступника абсолютно не вяжется с его образом в романе - спокойный, уравновешенный, аккуратный, умный работник. И, самое главное, в конце непосредственный убийца как раз-таки ведет себя хладнокровно, сохраняя самообладание перед лицом обвинений со стороны Тиббета (подводит убийцу нервный и слабохарактерный подельник).

Таким образом, мы имеем спонтанное, почти ничем необоснованное решение совершить особо тяжкое преступление уравновешенным и умным человеком, у которого нет никакого криминального прошлого. Зачем? Почему не попробовать сначала как-то договориться с Мэри, тем более совершенно еще непонятно как Мэри себя поведет, обнаружив улики против убийцы (речь идет об экономическом преступлении, связанном с нарушением авторских прав).

Дальше больше инспектор Тиббет, весь роман расследуя убийство (а то, что это убийство у полиции не было никаких сомнений), к концу романа не имеет никаких улик против убийцы. Тиббет с высокой долей вероятности догадывается как было дело, но доказательств нет. Чтобы изобличить злодея в финале книги разыгрывается дешёвый спектакль на уровне утренника в детском саду, подельник убийцы настолько впечатляется сим фарсом, что сам сдает себя и убийцу, а ведь надо было просто молчать или всё отрицать.

Подобную концовку, когда все строится только на признании преступника в конце романа, я время от времени встречаю у авторов классических детективов, даже у самых маститых ( Агата Кристи - В 4:50 с вокзала Паддингтон ). Такой финал меня просто бесит, зачем вообще автор столько времени огород городил?

В общем довольно слабенькая детективная история, а ведь начало было многообещающим.

Прочитана в рамках Книгомарафона
Игра "KillWish" тур 13 №29
Игра в классики
Игра "Борцы с долгостроем"