Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2024 г. 02:39

184

4 Феминизм викторианской Англии

Из века XXI роман Бронте читается несомненно спокойнее, чем в веке XIX. По меркам викторианской Англии поступок, который совершила главная героиня, просто немыслимая дерзость. Она сбежала от мужа! И мало того, Хелен Грэхем недовольна алкоголизмом мужа и его изменами, а Энн Бронте об этом всём пишет и пишет открыто. Викторианский шок-контент!

В старый дом въезжает молодая женщина с ребенком и гувернанткой. Она носит траур и не пытается сблизиться с соседями. А вот соседи напротив, чуть ли не дежурства выстраивают у её дверей. И каждая почтенная матрона лезет со своими очень дельными советами. Своенравная Хелен принимает незваных гостей, но сесть себе на шею и навязать чужое мнение не позволяет.

Загадочная и дерзкая. Эта женщина-загадка определённо вызывает интерес у самого завидного жениха, о чём он и сообщает своему другу в письмах.

Подлинная история Хелен становится известна из её дневника. Оказывается, что муж её не умер. Яркий повеса не смог обуздать свой нрав и после женитьбы. Но свято верящая в свой “дар переубеждения” Хелен пыталась перевоспитать своего мужа. Но в конце концов у неё опустились руки.

Почему она решила, что у неё это получится? Вероятно, Энн Бронте и решает подсветить эту частую иллюзию, чтобы предостеречь молодых, пылких и уверенных в своих силах девушек. Не стоит тратить свою юность, свои силы на никчёмные попытки перевоспитать “очаровательного” в своём разгильдяйстве плохиша.

В литературе чаще можно встретить описание брака по расчёту, как неудачного. Здесь же героиня вышла замуж отказавшись от договорного и шла под венец за любимого человека. Но и тут никто не застрахован от ошибки. Когда любимый человек вдруг меняется, а может и не меняется, а просто показывает своё истинное лицо во всей красе.

Например, не пускает на похороны отца, напивается сам и учит тому же маленького сына, которого несколько лет назад называл “уродцем” и требовал, чтобы жена развлекала этого великовозрастного самодура и не обращала внимание на ребёнка. Сам же мог не появляться дома по нескольку недель.

Энн Бронте очень точно показала, что главная проблема в браке отнюдь не в том по расчёту он или нет, а эмоциональной и духовной совместимости супругов. И вот если этого нет, то всё, что ждёт обоих в браке — одиночество.

Конечно Хелен было сложнее из этого выбраться. Хоть она и сильная духом, с правильными убеждениями и непоколебимой волей, но женщинам в викторианской Англии жилось ох как не просто. И там, где мужчину хлопнут по спине, скажут, что он молодец, женщину засмеют, заклеймят… Хм, а только ли это в викторианскую эпоху?

Энн Бронте не замыкается только на делах семейных. В “Незнакомке из Уайлдфелл-Холла” она поднимает и тему социального неравенства. Когда родители или опекуны могли не дать согласие на брак лишь потому, что молодые люди из разных социальных слоёв.

Мне понравился роман. Хотя он немного затянут. Да и история с братом, к которому ревнует Гилберт Маркхем показалась мне несколько лишней.