Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 апреля 2024 г. 15:40

114

3.5 «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»

Конкретных исторических событий, связанных с завоеванием Царьграда в 1453 году, подготовки и самой осады города, не смотря на внушительный объем, в книге не так много, примерно процентов десять, а вот быт, внешность героев, одежда, обстановка комнат, убранство храмов и дворцов описаны настолько подробно, что от этого устаешь. Атмосферу эпохи Лью Уоллесу удалось передать, но художественного вымысла гораздо больше, чем правды.

1395-й год. История начинается с того, что некий знатный господин, сопровождаемый глухонемыми слугами, путешествуя по морю, высаживается в уединенной бухте. Пройдя через скалы и спустившись в пещеру через потайной ход, они попадают к несметным сокровищам, в гробницу царя Хирама, царственного друга Соломона. Оказывается, у таинственного незнакомца помимо этого хранилища есть доступ еще к нескольким кладам в Индии, Египте и Иерусалиме. Кто он этот человек?

Так и не раскрыв карты автор переносит нас в 1448-й год в Константинополь. И вновь тайны и сплошные загадки. Старый лавочник Уэль получает анонимное письмо, посланник которого окажется связан с древней семейной легендой, в которой говорится о том, что много лет назад некий человек нанес оскорбление Иисусу, и тот в наказание обрек его на вечное скитание. Завеса приоткрывается. Наш загадочный герой не кто иной, как легендарный Агасфер или Вечный жид, вынужденный скитаться по земле до Второго пришествия. Ему Лью Уоллес и отводит самую важную роль в падении Константинополя.

История рассказана писателем протестантом, где главный герой иудей (индийский князь, Вечный Странник, мудрый мистик) сталкивает лбами мусульманина (Магомета Завоевателя) и православного христианина (Константина XI Палеолога), нашептывая сначала одному, а после другому свои «великие» идеи. По книжной версии Магомет Завоеватель и не помышлял о завоевании Константинополя, кабы не повстречал Странника, который внушил ему, что столица Византии должна стать столицей мира, где не будут предавать значение какого цвета у тебя кожа или же в какого бога веруешь, это будет место, где "нет места расам и религиям", а Магомет должен стать полноправным правителем такого государства. Но это еще не все. Главная цель влюбленного султана была – покорить сердце прекрасной гречанки Ирины, дабы она сделалась его женой. Собственно, весь сыр-бор из-за этого.

Два соперника, два государственных мужа, султан и император, крайне романтизированы. Константин- «скорее рыцарь, чем воин», представлен добрым, мудрым, но слабым императором, подверженным влиянию, не умеющим навести порядок в стране, раздираемой внутриполитическими и религиозными распрями. Он совершенно не склонен к войне, занят обустройством собственной жизни, подыскивает невесту, принимает гостей, посещает богослужения и турниры, занимается верховой ездой и фехтованием, увлекается охотой и… тоже влюблен в Ирину. Византия уже не та, что была несколько веков назад, когда княгиня Ольга, посетившая Константинополь, была поражена богатством и великолепием.

Османская империя тем временем, набирает мощь. Магомет расширяет ее границы, а для византийца он пока "добрый" друг - когда брат Константина предъявил свои права на престол, Магомет поддержал Константина, чем завоевал его полное доверие. На самом же деле султан только выжидает время, когда придет тот самый час, назначенный астрологом Вечным Странником и постепенно готовится к нападению - наращивает вооружение, увеличивает армию, строит крепость на берегу Босфора, разделяющего две империи, а в качестве шпиона засылает в Константинополь своего приближенного, которому следовало войти в доверие к Константину.

На страницах переплелись все авраамические религии и христианские конфессии, а после щедро разбавились буддизмом и даосизмом. Есть довольно пространное объяснение разногласий между мусульманством и христианством, между католическим и православным учением, о расколе церкви и попытках примирения, проводится параллель между христианством и буддизмом. Протестантизм, к которому принадлежал Уоллес, появилось позже описываемых событий, но все идеи данного течения в романе проповедует, уже не раз упомянутая, княжна Ирина, считавшаяся в православной Византии еретичкой, а позже русский послушник Сергий. Стоит ли говорить, что эти двое по замыслу автора вобрали в себя все добродетели мира.

Огромный многостраничный роман о падении Византийской империи однозначно страдает "многоводием", слишком романтизирован и переполнен славословием. Тем, кто интересуется данной темой, может быть больше понравится сокращенная версия под названием "Падение Царьграда", но будьте готовы, что урезана она почти на половину.

Читаем классику вместе. Литературный турнир. Покорители вершин.
Книжный винегрет. Жанровый Коммандос.
Игра в классики. Марафон.
Осторожно! Историки! 13 путешествийс во времени.
Austenland. Поездка в Бат.