Больше рецензий

15 апреля 2024 г. 17:49

37

3

Роман является неким эпилогом к «Яриле». Во вступлении Гийон отметила:

«Узнав, что Варя Басманова повторно вышла замуж, чего в моей книге не происходит, я огорчилась за Федю, ведь это значит, что он, может быть, не был для неё тем образцовым мужем, какого я ей дала в своей истории.»

Внезапно :)! Кажется, автор что-то поняла :). Но как она писала роман, не зная настоящей судьбы своих героев? В книге и супруги Сицкие на момент смерти Грозного вполне здравствуют. А Варвара, да, быстро замуж пошла (в отличие от своих мачехи и невестки), а не в монастырь, и сыновей с рук на руки царю сдала. У меня создалось впечатление, что она перекрестилась и постаралась забыть о времени, когда была женой Фёдора Басманова, а не усыхала с горя. И никакой идиллической жизни в ссылке быть не могло, просто потому, что Фёдор на Белоозере быстро умер.
Любопытно, что Гийон обращает внимание на менее известного Ивана, чем на «делателя королей» Петра. Образ Петра Басманова вполне соответствует историческому – он честолюбивый воин, готовый служить наследникам Ивана Грозного до самого гроба. А вот линию Ивана писательница полностью выдумала. Зачем? Ей не интересна его настоящая судьба?
Юный Ваня служит при царе гусляром. Пылкий, восторженный мечтатель – отцовская копия, которому жить бы на природе, доить корову и считать звёзды. Он дружит с кротким царевичем Фёдором и опасается властолюбивого Годунова. Если проследить служебную биографию братьев Басмановых, предполагаю, было с точностью до наоборот: Фёдор Иванович их недолюбливал, а Борис – благоволил. Чтобы спасти Ивана от опасных дворцовых интриг, царь отправляет его осваивать Сибирь, возводить город и монастырь, но ни в коем случае не участвовать в сражениях. Перед этим женив на бойкой Доре Рэкхем, дочери английского художника Артура, ставшего православным батюшкой Артемием.
В общем – сказка сказкой. Гийон пишет больше о том, как бы ей хотелось, чтобы было, но её фантазия (пусть и из лучших побуждений) не равна реальности.