Больше рецензий

15 апреля 2024 г. 16:48

113

5 Спойлер К чему приводит одержимость

С детства маленький Лужин был замкнутым, одиноким ребенком, с характерными чертами «аутизма».  Отчужденность, закрытость в своем мире и ничего не способно было его заинтересовать, кроме странной любви к числам, линиям, шахматам.
Изначально, сама личность Лужина никому не интересна. Ведь даже отец хотел бы видеть в сыне героя своих книг «Антошей». Стоит вспомнить его мечты и последний сюжет: о маленьком музыкальном вундеркинде в белой ночной сорочке, который обязательно должен умереть молодым. Вдобавок жена Лужина любила за его «шахматный гений», и свойственную ему (гению) непохожесть на других людей и ту самую мрачную отрешенность. Стоит вспомнить слова матери жены: «Я только одно чувствую, - повторяла жена, - она его не любит». Определенно, Набоков в своем произведении говорил об этом вселенском одиночестве потерянного человека.
Лужин-герой находится будто вне «пространство-времени», он не участвует в привычной жизни – не бережет деньги и вещи, не придает ничему (кроме искусства шахмат) малейшего значения, обладает каким-то холодным нравом и другими «нечеловеческими» чертами. В дальнейшем его тщеславие и страх проиграть Турати - сыграли злую шутку:  нервный припадок и пока неявное поражение Лужина.
После «запрета на зависимость» и внимательного «обхода» опасных тем женой, с развитием сюжета, Лужин вновь погружается в психоделическое состояние, полностью завладевшее им. Лужина лишили смысла жизни, его «мифа». Жизнь для него стала скучна, однообразна и бессмысленна, несмотря на попытки жены скрасить это проспектами с европейскими видами, леденцами и интересными гостями. Его страсть стала помешательством. В конце герой уже не может совладать с одержимостью и решает окончательно «выйти из игры». А выйти из нее можно буквально выпав их жизни, ведь для него не существовало какой-то объективной реальности. Зачастую его бредовое сознание находится в «пограничье» миров. Душа мечется от той виляющей тропинки в лесу, ведущей в летний домик до настоящей действительности с темными квадратами от шахматной доски. «В хорошем сне мы живем» - как однажды заметил Лужин.