Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2024 г. 22:54

105

5

Диеган Латир Файе вряд ли одобрил бы последующие строки, потому что для него вопрос «О чём эта книга?» – это воплощение Зла в литературе. Но я не вняла его предостережениям. Мне хочется говорить о романе, потому что он замечателен.

С первых страниц я почувствовала себя ребёнком, бредущим за дудочкой гамельнского крысолова: невозможно оторваться, некогда оглядываться по сторонам. А ведь буквально на днях обсуждали с подругой, как сложно стало сосредотачиваться на книгах и как легко отвлекаться на разное. Поди ж ты, оказывается, что есть ещё романы, которые держат в напряжении во всех смыслах, потому что здесь прекрасно всё: напряжённость сюжета, который неизвестно куда вырулит со всеми своими загадками, мистификациями и совпадениями, изящество стиля и точность метафор, глубина мысли, которая словно натянутая нить - можно порезаться. Я не слишком люблю романы, плотно и неаккуратно упиханные разными темами, да ещё и с кивком в сторону актуальной повестки, но Мохамед Мбугар Сарр очень деликатно собрал такие разные и большие вопросы в гармоничное созвучие. Рассуждения о том, что есть литература и каков путь творца, тонко и незаметно переплетаются с более сложными «кто я?». И кто мы, «бастарды цивилизации, бастарды из бастардов, родившиеся от насилия, которое совершила над нашей родной историей чужая, враждебная история»? И являюсь ли я ими либо могу высечь себя из мрамора по тому образу и подобию, которое подберу себе сам? по образу и подобию гладких, умных, успешных? И как примирить то, и это? Возможно ли вообще примирить свои корни и свой выбор? Дакар и Париж? Джунгли и автострады? Колдовство и колледж? Рыболовные снасти и томик классической поэзии?.. Если попытаться дать короткий ответ на вопрос, о чём эта книга, я бы сказала, что она об идентичности, хотя это мало что объясняет. Но я давно уже не читала такого меткого, мрачного (реалистичного?..) и причудливого исследования на эту тему. Диеган Латир Файе идёт по следу таинственного африканского писателя, но ищет он не столько гениального Элимана, сколько себя - вырвавшегося из сумбура родного дома, но не вросшего в новые реалии, чужого в любой компании, удел которого - оправдывать или опровергать стереотипы (иммигрант, африканец, чернокожий, предатель, «многообещающая фигура во франкоязычной литературе Африки» и проч., и проч.). Роман вообще, по-моему, более африканский, чем французский, хотя его истины универсальны - Гонкуровская премия 2021 года тому подтверждение. Но парижские страницы (как и амстердамские, и аргентинские) - это бледное подобие разрывающей тебя на клочки африканской мощи со всеми сопутствующими красотами, мифологемами, политическими кризисами и животным ужасом.

Изумительная книга, завораживающая история.

Комментарии


Завишлистила.


Я думаю, что тебе понравится эта история.