Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2014 г. 23:13

840

4

Двести лет назад Наполеон Бонапарт прежде чем потерпеть поражение в Российской Империи потерпел поражение в Испании. Точнее, Испанию он захватил, а один испанский город нет. Два года французы держали осаду, бомбили, но так его и не покорили. Этот город принял конституцию Испании, находясь в осаде. На одной из площадей стоит монументальный памятник этому событию 1812 года. Только представьте - вся страна захвачена, король в плену, а в непокорном городе принимают конституцию и устраивают фейерверки, перебивая их грохотом и сиянием бомбежки. Этот город называют Испанией в миниатюре. А мне почему-то хочется его назвать концентратом Испании. Кадис.

Почему он такой? Выгодное расположение не только для обороны, но и ведения торговли. Удобные порты - выходы в океан и как следствие в мир. Видимо, что-то происходит в сознании людей, веками занимающимися предпринимательством, мореходством, то что позволяет являть пример дерзкого мужества и любви к свободной жизни.

Больше чем уверена, что Перес-Реверте имел удовольствие жить в Кадисе. Может быть поселился для написания книги, а может быть, до. Он ничего не упустил и тот, кто хоть раз побывал в этом городе сможет сверить по этой книге свою туристическую карту, взятую в туристическом бюро, что напротив порта Санта-Мария. Здесь лабиринты улиц с именами святых, балконы домов с цветочными горшками, церкви, площади, ботанический сад с экзотическими растениями из «других Испаний» таверны, форты, набережные над высоким берегом. И куда бы вы не пошли - везде океан. Потому что Кадис - все равно что остров, был бы им если бы не песчаная коса соединяющая его с материком. Не забыты и солевые мочаки, окружающие город, и сосновые рощи Чикланы, соседнего городка, и многочисленные мысы, просто услаждающие наш слух красивыми названиями и полные смысла для мореходов. Главным героем этой книги безусловно является Кадис. Ему спета прекрасная песня авторской любви, которая еще больше прославит его. И для него - и в жизни, и в книге все закончилось хорошо.

Для тех, других, второстепенных, что жили в его домах, плавали на его кораблях - не очень. И вот тут у меня разные мысли. Зачем он так? Почему? Автор - романтик. Причем, будто из тех времен и мест, которые вызывают в нем жгучую ностальгию. Ему бы офицерский мундир и шпагу, образ прекрасной дамы в сердце… Но автор еще и циник. Циник наших дней. Своим цинизмом он будто оправдывается за свой романтизм, что бы мы не подумали, что он сентиментальный хлюпик. Я вам покажу, говорит.

Эти авторские черты - сентиментальность и цинизм унаследовали все его герои.

И комиссар полиции с золотым клыком. Головорез, коррупционер с понятиями долга и чести.
И шпионы, работающие за идею.
И офицеры противника, бомбящие квадраты города, а не его жителей.
И прекрасная дама, попавшая из чувственных фантазий автора, все таки живущего в наше время, в 19 век. На которой нет никаких украшений, только серьги, браслет, золотой гребень в волосах, брошка и мантилья…
И отважный капитан… Нет. Только не он. Он лучше всех и автор ему за это отомстит.

Интересное сочетание типажей мужчины и женщины в сюжете - барышня и хулиган. Принято считать, что при таком сочетании проиграет барышня. Барышню непременно погубит хулиган. Но бывает и наоборот. Бывает что и хулигану себя не собрать от одного прикосновения. От понимания, что живет он с н е й в одном городе, в одной стране, на одной планете. Такая любовь здесь, друзья мои, хоть плачь… Любовь циников. Кадису это конечно все равно, а я с этим сентиментальным автором пока завязываю.

Женя, russischergeist , спасибо тебе за отличный совет, который продлил мне отпуск и усилил впечатления от увиденного. Испания становится понятней))

Ветка комментариев


Да, обидно.
По идее мы должны радоваться возмездию за убийства.
Поужасаться бессердечности и корыстности гл.героини, пожалеть гл.героя. В идейном плане, в плане впечатлений, того что остается после прочтения книги даже спустя время - у меня неудовлетворенность. не люблю это чувство.
А поиск следа или уголовный розыск? Угадывание мотивов преступника? Софокл...
А постоянное упоминание, что ей уже 30! но она еще пока ничего...
Ладно... Сделаю перерывчик... Мне кажется, это испанский фатальный стиль, с преувеличенным трагизмом, не просто авторское что-то. У меня это подозрение закралось давно.


Я не этик ни разу, "поужасаться" не выходит. ИМХО, автор просто боится умных женщин, это есть в "Тайном меридиане", "Учителе фехтования", "Клубе Дюма...", правда обычно ГГ "побеждает зло", но тут не сложилось.)

Детективная линия меня просто "убила", возможно, в этом есть какой-то особый "шик", но как читатель, я чувствовала себя обманутой.


Да, детективная линия, темные страсти комиссара - как-то даже было неловко))

Насчет "боится умных женщин" - это интересный вывод. Я,конечно, не все у него читала, но из того что читала могу сделать вывод, что они его завораживают, он видит в них нечто откровенно-сексуальное, но что с ними делать он не знает. Наделяет их родовитостью, их мировозрение имеет вековые накопления. Эмансипированностью. Млеет он от них. И боится, да.
Здесь, он вообще сделал из нее мошенницу. Хотя, даже если принимать за правду всю эту ситуацию, он противоречит сам себе. Вроде бы она его хотела. И замуж то ей не мешало бы выйти. И подвиг он для нее сделал. И не охотник за приданным. Могла хотя бы не замуж, а просто по-человечески помочь больному человеку. Но нет. Что ей мешало? По ходу - автор.

Более того, в том же Кадисе выросли чуть ли не все испанские знаменитые первооткрыватели, адмиралы, капитаны. Чуть ли не через дом мемориальная доска, памятники. Многие из них были каперами, корсарами. И памятники эти чуть ли не при жизни им ставили. Я к тому - что не такая уж плохая партия для тридцатилетней, пока еще(!) красивой женщины выйти за корсара. Но наверное, автор не представляет что его "женский образ" может обрести женское счастье. И как об этом написать. Точно! Боится!


они его завораживают, он видит в них нечто откровенно-сексуальное, но что с ними делать он не знает


Мне видится в этом что-то подростковое - когда взрослая красивая и умная женщина - это одновременно и "смутный объект желаний" и, одновременно, некий образ "строгой матери". Практически все ГГ у Переса-Реверте действуют согласно штампам чисто подросткого романтизма - подвиги, безрассудная смелость, но абсолютное неумение строить нормальные отношения с людьми, в особенности, с женщинами.

Здесь, он вообще сделал из нее мошенницу.


Если кого-то боишься и, одновременно, испытываешь агрессию, то логично сделать этого человека "редиской". Забавно, что чаще всего Перес-Реверте даёт своему "хорошему" герою победить "коварную" героиню, видимо отражаются подсознательные желания. Но иногда бывает и так, как в "Осаде...".


Интересно. Согласна с вами.