Больше рецензий

6 апреля 2024 г. 23:16

119

4 «Лишь могущественные внутренние демоны понуждают создавать великое»

Что понравилось:
- Приятный язык, читается легко и достаточно быстро для своего объема.
- Тема темного начала, добра и зла, дьявольских сил, внутренних демонов, истоков гения, веры в сверхъестественное .
- Проблема природы истины, границы возможного в познании мира, источника творчества, пределы допустимого в искусстве.
- Детектив и триллер в нуарной, темной стилистике.
- Постоянная смена обстановки, расследование в разных локациях делает повествование динамичным и увлекательным. Команде Макгрэта придется побывать в психиатрической клинике, шикарном отеле, на мрачной загородной ферме, в оккультной лавке и антикварном магазинчике, в огромном старинном особняке, люксовом клубе и т.д. Все эти приключения выглядят киношно, антуражно, получилась бы отличная экранизация в формате мини-сериала.
- Любительское расследование энтузиастов в духе тру-крайм создает уютную, ламповую атмосферу. Люблю истории, где незнакомые, ничем не связанные ранее люди собираются в одну компанию, периодически встречаются и едут на общее дело, интересно проводят время над обсуждением теорий, изучением документов, вместе попадают в передряги. Из Скотта, Норы и Хоппера получилась отличная команда, где каждый отличается своим характером и подходом к расследованию, так что следить за их спорами и приключениями было здорово.
- Хорошо передан облик Нью-Йорка 2010-х, его черты характера как города, особенности ночной жизни, темные и плохие стороны, типажи живущих там людей. Небольшой путеводитель по изнанке мегаполиса, детали которого могут рассказать только местные жители.
- Интерактивная часть книги в виде картинок со скриншотами сайтов, сканы документов, вырезки из газет, фотографии, досье, плюс возможность получить допконтент через приложение - все это выглядит любопытно и помогает погрузиться в историю. Для меня это новый формат в жанре триллеров и детективов, хотя тех, кто уже читал подобную литературу, вряд ли получится удивить. Да, скорее забавный аттракцион на один раз, но свою задачу по атмосферности и эффекту присутствия он выполнил.
- Персонаж таинственного, темного режиссера Кордовы прописан шикарно. Объемный, глубокий, завораживающий. В нем угадываются черты Хичкока, Гильермо дель Торо, Кубрика и других мастеров ночного кино. Интригуют страшные слухи вокруг его жестоких фильмов, которые настолько сильно влияют на психику и сознание зрителей, что их запретили, а просмотр доступен только на подпольных сеансах. Сама мысль, что показанные на экране насилие, смерти и страдания актеров могут быть настоящими, реальными, снятыми с натуры, пробирает и не дает покоя. Во время чтения с нетерпением, жадно выхватывала фамилию Кордовы на страницах, искала, ждала ее. Действительно какое-то помешательство. Настолько сюжеты его фильмов, в кратце описываемые в книги, обволакивают и окутывают тебя как черная, густая смола. НО (1)...
- Понравилась двоякая интерпретация происходящих событий: с реалистичной стороны и с точки зрения некой магии, оккультизма. Одни и те же улики, обстоятельства трагедии, детали расследования преподносятся в разном свете, и читатель, как и журналист Макгрэт, должен пройти этот путь отрицания, сомнения и принятия, чтобы для себя решить, в какую версию верит он. Действительно, можно подстроить все так и использовать хитрые манипуляции и приемы внушения, что даже самый рациональный, холодного ума человек начнет видеть вокруг мистику и сверхъестественное. Но как на самом деле выглядит истина? Процесс познания через необъяснимое, иррациональное, может ли он быть допустим и возможен ли в принципе?
- В книге переработано огромное количество материала из массовой культуры и кино. Один список сносок чего стоит - десятки отсылок на фильмы, режиссеров, пьесы, актеров. Если во всем этом тщательно покопаться, то наверняка можно открыть для себя что-то новое и интересное. Большая часть упоминаемых произведений как раз на темную, нуарную, мрачную тематику, что помогает понять, из чего складывался образ выдуманного режиссера Кордовы и на что похожи его работы.
- Если читать книгу ночью в приглушенном свете, то некоторые моменты даже кажутся жуткими и могут пощекотать нервы.

Минусы:
- НО (1) Кордова получился настолько харизматичным, таинственным, завораживающим персонажем, что на его фоне все остальные герои, в том числе протагонист Макгрэт, просто меркнут. До конца думала, что расследование Макгрэта, его противостояние с личностью темного режиссера превратится в некую интеллектуальную дуэль между ними, в битву умов, игры разума. Вроде отношений между Уиллом и Лектором в сериале «Ганнибал». Но Макгрэт слишком простоват, пустоват и прямолинеен для человека, которому уготована главная роль в спектакле Кордовы. У автора не получилось создать противовес злобному гению, который дергает весь сюжет за веревочки, строит вокруг других людей декорации и вовлекает их в свои паучьи сети. Театр одного актера.
- Финал разочаровывает... Позже, уже после того, как я прочитала книгу, я несколько раз испуганно ловила себя на мысли "А я точно ее дочитала? Чем там все закончилось?" Да ничем. Потому что ничего еще не закончилось. Все только начинается... Концовка в духе самого Кордовы, но как же не хватило хоть какой-то определенности, последнего остроумного диалога, той самой интеллектуальной дуэли между журналистом и режиссером, охотником и жертвой. Кто есть кто? В чем истина познания - в реальности или мистике?

Цитаты

Цитаты:
«Бог – скучный родственник, про которого не вспоминают – не звонят, не пишут, – пока не потребуется серьезная услуга»

«Жизнь товарняком мчится к одной-единственной станции, и те, кого мы любим, пролетают мимо пятнами цвета и света. Ничего не удержишь, никак не замедлишься»

«Чтобы ощутить, как солнце греет плечи, сначала нужно погулять по тенистой стороне улицы»

«В личной жизни гениев зачастую кроется разрушение, словно там ядерная бомба взорвалась. Искореженные браки. Брошенные умирать жены. Дети, которые растут изуродованными военнопленными, – и все с бомбовыми воронками вместо сердец, не знают, куда приткнуться, не понимают, за кого воюют»

«Если приглядеться, великие художники не любят, не живут, не трахаются и даже не умирают, как нормальные люди. Потому что у них всегда есть искусство. Оно их питает больше, чем любые связи с людьми. Какая бы человеческая трагедия их ни постигла, она их никогда не убивает совсем, потому что им достаточно вылить эту трагедию в котел, подмешать другие кровавые ингредиенты и вскипятить все это на огне. Не случись никакой трагедии, не вышло бы столь великолепного варева»

«Свету надо восемь минут, чтобы оторваться от солнца и долететь до нас. И невозможно не любить этот свет – он же из такой дали летит в космическом одиночестве, только бы попасть сюда»

«Лишь могущественные внутренние демоны понуждают создавать великое»

«Самый одинокий мальчик на свете – это она его так называла. Говорила, что он как прекрасный кленовый лист, прежде времени сорвавшийся с дерева. Плывет на ветру, под дождем, кувыркается по полям и канавам, совершенно один, в разлуке со всем миром»
свернуть