Больше рецензий

2 апреля 2024 г. 21:56

148

4 Спойлер обнажёнка человеческой сущности

Спойлеры, триггеры

и прочие ворнинги

Очередная уродливая история от Веркина, слой за слоем снимающая блестящую, благополучную и образцово-показательную чешую чуть ли не с каждого героя этой повести, к концу показывая всех такими мерзкими, что хочется их удавить.

Мало авторов способны на такую жестокость к своим персонажам и вместе с этим к читателям, тут нужно мастерство особого сорта, и Эдуард Веркин им не обделён: даже главные действующие лица его историй редко оставляют исключительно приятное впечатление, они, скорее, антигерои, хоть и не антагонисты. Про второстепенных персонажей вообще молчу — это забористый такой калейдоскоп безумия всевозможных форм и оттенков.

В центре повествования «Герды» семья Орловых — дом с участком на охраняемой территории, богатый отец, деятельная мать со своей волонтёрской организацией, четверо детей: умненькая Аделина готовится выйти замуж и уехать в Москву, а затем в Лондон, а ещё она стреляет по кабанам из лука; талантливая Аглая сочиняет про Ктулху и увлекается театром; Мелкий умеет отлично прятаться и сживать со свету нянь, и вообще всем ещё покажет... и ещё есть Игорь, с ним пока неясно, он в целом какой-то обычный.

История начинается с того, что Орловы «обзаводятся» собакой, собственно, Гердой, и читатель понимает, что появление животного в этой «стерильной» семье связано с какой-то недавно приключившейся бедой. Аглаю начинает посещать психотерапевт (многие читатели полагают, что выдуманный, а я даже не знаю, как к этой теории относиться — судя по остальному тексту, можно и примкнуть), и так мы понимаем, что беда приключилась именно с ней, но до конца книги (должно быть) не ясно, что конкретно произошло, хотя после некоторых событий у меня появились две теории из одной и той же области, и одна из них оказалась верной.

Меня удивили некоторые рецензенты, увидевшие здесь «благополучную» семью — таковыми Орловых можно назвать только если рассматривать их финансовое состояние и общий уровень интеллектуальной развитости. На деле я вижу безответственных родителей, то и дело вызывающих у Игоря чувство вины за то, что произошло с его сестрой. Мать готова бороться за каких-то незнакомых людей, ехать в какие-то дебри кормить сосисками прикованных к забору мирных протестантов, тогда как вплотную заняться тем, что происходит с её детьми она почему-то так и не решается. Аделина — токсичная мерзкая дрянь с женихом-русофобом (я, кстати, не имею ничего против адекватной иммиграции при нормальных обоснованиях своего выбора, а не когда «вы все тупые, потому что в говне живёте, умные люди отсюда давно свалили»), без зазрений совести унижающая своих брата и сестру. Отец — мастер переобуваться в воздухе и плести мормышки: каких-то подвигов от этого человека тоже ждать не стоит. Игоря, пожалуй, простить за предательство можно — это, вроде как, не его выбор, но то, что он даже не пытался отстаивать ужасное решение родителей очков симпатии ему не добавляет. Аглая постоянно сочиняет всякую дичь (и я имею в виду не только пьесу про Ктулху), но это черта любого главного Веркинского героя, смириться с этим можно.

В книге есть и другие персонажи, тоже проворачивающие неприятные вещи, каких читатель от них не ожидает, но главной линией всё равно выступает Герда, которой в очередной раз не повезло наткнуться на предательство человека.

У меня, кстати, тоже пёс бросается на пьяных, как Герда нападает на бомжей. Натурально так, спусти с поводка рядом с шатающимся телом — сожрёт, без преувеличений. И да, есть в собаках вещи, которые не корректируются ни кнутом, ни пряником, ни кинологом — заложено слишком глубоко, наглухо, насмерть. Не сломать. Спасают надёжный поводок, намордник и прогулки в тех местах, где людей нет вообще: Россия — страна большая, лесов-полей в ней много. Почему Орловы как персонажи не пришли к подобному решению мне неизвестно, зато в целом я могу понять, почему их к нему не привёл Эдуард Веркин.

Экзюпери, ответственность, уродство мира, движение в бездну, предательство за предательством, психотравма за психотравмой, кризис идентичности, принятие только тогда, когда оно не приносит неприятных хлопот. В этой истории собака, которая спасла детей от верной смерти (или ещё чего похуже), питается мороженым,  шоколадом и луком, её отпускают бегать в одиночестве по посёлку, а потом загоняют ей в сердечную мышцу иглу с каким-нибудь дитилином, потому что всё, стало как-то проблематично, неудобненько... Да это и не о собаке вовсе, она тут больше как метафора других, менее очевидных вещей. Хотя то, что хотел сказать автор, знает, наверное, только сам автор. Да и то не факт.