Больше рецензий

2 апреля 2024 г. 15:02

99

4 А то не псих?..

Писатель симулирует болезнь, чтобы лечь в психушку и написать книгу про писателя, который лежит в психушке и пишет книгу. Но симулянт оказывается не таким уж симулянтом: в больнице открывается, что ему действительно нужно лечение, а его посыл писать такую книгу – лишь крик о помощи. Интересно? Интересно!

Я начала читать эту книгу, чтобы прочитать про природу творчества и про то, как писатель черпает драматургический материал в экстремальных условиях. С одной стороны, я это получила – разговорные разговоры про писательство и про то, что нельзя ничего написать, ничего не пережив (особенно болезненного). Но неожиданно история превращается не в процесс создания книги, а в своеобразную психотерапию для писателя – открываются подробности его непростого детства и взаимодействия с отцом-тираном, который после войны не смог адаптироваться под нормальную жизнь. И его сын, тот самый писатель, в свою очередь не может справиться с травмой детства, и предполагает, что будет так же поступать со своими детьми.

В какой-то момент страданий героя становится так много, а творчества так мало, что это бесконечное нытье вызывает скорее раздражение, чем сочувствие. Но как только я дочитала книгу до последней главы, то пожалела о том, что у меня вообще возникли такие мысли. Потому что финал переворачивает все. Даже хотелось перечитать книгу, чтобы понять, как именно автору удалось нас обмануть (а ему это удалось). И да, твист в конце разбил мне сердце.

Судя по интервью, которые дает автор книги (не путать с его героем!), многое он взял из своей жизни, что делает драму еще более драматичной.

Но если отвлечься от всех травматичных и болезненных моментов, стоит отметить и юмор романа, и то, как построены диалоги. Из-за этого сам стиль становится более легким и воспринимаемым (и даже кинематографичным, если книгу когда-нибудь решат экранизировать).

В итоге могу сказать, что надо чаще обращать внимание на произведения молодых российских авторов.