Больше рецензий

mezistoaida

Эксперт

главная по уточкам

31 марта 2024 г. 16:01

68

4

Корней Иванович Чуковский в представлении не нуждается. Большинство детей и взрослых знают его стихи наизусть. Однако он был не только писателем и поэтом, но и литературным критиком, переводчиком и лингвистом. Книга "живой как жизнь" посвящена русскому языку. Автор легко и увлекательно рассказывает о его сложной структуре,о происхождении слов, о том, что наполнят наши книги, словари и устную речь. Ведь язык - это живой организм, он развивается по своим законам, впитывает в себя новое, отсеивает устаревшее и бесконечно развивается.

Русский язык так своенравен, силен и неутомим в своем творчестве, что любое чужеродное слово повернет на свой лад, оснастит своими собственными, гениально-экспрессивными приставками, окончаниями, суффиксами, подчинит своим вкусам, а порою и прихотям.

Мне очень понравилась позиция Чуковского о словах, заимствованных из иностранных языков. Очень часто приходится сталкиваться с людьми, что ревностно защищают родной язык от всего "чужеродного", даже не подозревая, что большинство слов, которые мы употребляем, так или иначе пришли к нам извне. Русский язык, как губка, но губка не бестолковая, а прогрессивная и мудрая. Лишнее не задержится, а нужное останется. Так было всегда и так будет. И только невежда будет с этим спорить.
А еще очень понравилась то, как автор говорит о школьной литературе. Это заставляет задуматься и понять, почему русские дети в массе своей не любят читать и не умеют анализировать прочитанное.

Школьные учебники по литературе до такой степени поглощены усердным истолкованием изучаемых авторов, что их создателям и в голову не приходит научить школяров восхищаться художественным мастерством этих авторов, своеобразием их поэтической речи. Они столько толкуют об идеологии писателя, что у них и времени не хватает сказать о нем как о живом человеке — о нем и о его дивном искусстве.
Вместо того чтобы приучать детвору восхищаться неповторимыми, индивидуальными, ни с чем не сравнимыми чертами каждого автора, учебники изображают всех одинаковыми, так что Пушкина не отличишь от Щедрина.
Для учебника все они схожи, как воробьи или галки. Про каждого, про каждого из классиков здесь говорится, что он:
1) любит родину, 2) любит народ, 3) протестует против мрачной действительности; что он, как и все они: 4) гуманист, 5) реалист, 6) оптимист, 7) не имеет никаких недостатков и вообще никаких индивидуальных примет.
Вместо того чтобы показать и объяснить ученикам, чем один писатель не похож на другого, в чем неповторимое своеобразие его творческой личности, учебники чрезвычайно хлопочут о том, чтобы выдвинуть возможно рельефнее такие черты, которыми все эти столь разные люди похожи один на другого, то есть приводят их к одному знаменателю.

Книга читается легко, с большим интересом, хотя порой кажется перенасыщенной цитатами других авторов или политических деятелей, таких, как Ленин, например. От этого становилось скучно, но все же общее впечатление о книге положительное.