Больше рецензий

30 марта 2024 г. 13:25

203

4 Спойлер История без счастливого конца или сочувствие на 700 страниц

Вторая книга из великого Пятикнижия Фёдора Михайловича оказалась у меня в руках случайно и ждала своего часа 2 года.

Главный герой - Лев Николаевич Мышкин бесконечно добрый, в какой-то степени блаженный человек со светлыми помыслами, желающий помочь всем и каждому, защитить, помирить, извиниться перед обидчиком и даже дать ему денег!

Чем старше мы становимся, тем сильнее правда жизни бьёт нам в лицо своей несправедливостью и жестокостью.
В детских сказках добро побеждает зло, и мы привыкаем к двум условностям, разделяя чёткое добро от чёткого зла. Но с возрастом осознаешь, что эти антонимы неразрывно связаны и находятся в постоянном симбиозе между собой, принимая обличие друг друга.

Лев Николаевич жил по христианским понятиям и хотел помочь всем и каждому. После лечения от эпилепсии в Швейцарии, он вернулся в родную Россиию, где первым встретил своего будущего рокового товарища Парфена Рогожина. С того и начались приключения Мышкина, его дела дружные и сердечные.

Первые люди, с которыми он встретился и стали основными действующими лицами романа.
Каждый персонаж по-своему уникален по характеру и поведению в отношении князя.

Прошло уже столько лет, сменилось столько поколений, а пороки, ложь и отношения людей какими были, такими и остались.

Роковая женщина - Настасья Филипповна Барашкова - невероятной красоты девушка, портрет которой свёл с ума Мышкина. Читатель может её полюбить или возненавидеть. Для одного - она заблудшая душа, наполненная гордостью и тщеславием, но с сердцем и надеждами, которые заточены глубоко в её душе. Для другого - это невыносимый ураган, причина сумасшествия Рогожина и душевной муки князя. На ум приходит известная фраза из фильма "Её преступление - её красота! ". И это действительно так.

Князь решил стать спасателем для Настасьи Филипповны, та же, в свою очередь, устроила эмоциональные качели Рогожину и князю. Первый любил её до сумасшествия, второй из жалости. Первый вонзил нож в её сердце, второй тщетно пытался спасти и подарить ей покой.

Из семейства Епанчиных особенно выделяются такие персонажи, как Лизавета Прокофьевна, на словах порой резкая, но сердцем добрая и способная к сочувствию. Князь называл её ребёнком и действительно, она, порой, противоречила сама себе. С вечера могла быть зла на князя, а на следующий день уж и следа от обиды не было. Трепетно относилась она к своей младшей дочери Аглае - ведь та была точной копией матери.

При сильной любви и привязанности Аглая говорила князю в лицо исключительно обидные слова.
Сначала мне было сложно понять Аглаю. Чего она хочет? Почему играет с чувствами и противоречит самой себе? Но конец книги дал мне ответы на все вопросы, и я прониклась этой героиней, прочувствовала её боль.

Один из самых тяжёлых моментов, когда перед князем встали Аглая и Настасья Филипповна, чтобы тот сделал свой выбор. Когда Лев Николаевич подхватил, упавшую в обморок Барашкову, всё стало ясно. Моё сердце сжалось и я ощутила всю ту боль, что испытала Аглая, когда заслонила лицо руками и вскрикнула. Безумно жаль этот лучик света, но и ему суждено было погаснуть далеко в Польше под влиянием мужа-самозванца и пастора католической церкви.

Коля Иволгин - бойкий юноша с добрым сердцем и благими намерениями. Как приятно мне было читать о нём и его добрых поступках, между пьянством, лицемерием и ложью персонажей. Коля стал верным соратником для князя. Два добрых сердца нашли контакт и стали друг другу друзьями. Выходки отца, генерала Иволгина, доводили  всё семейство до слез и скандалов, но внезапная его смерть отразилась на Коле напрямую. Страшно поразило его это событие, поразило и вместе с тем открыло новые просторы для размышлений и расширения границ восприятия жизни.

" Благими намерениями вымощена дорога в ад". Мне кажется, отчасти, эта фраза будет уместна здесь. Князь вернулся в Россию с самыми светлыми намерениями, а повстречав наших героев, решил, что сможет им помочь, всем и каждому, кому словом, кому делом. Но как бы он не старался, люди слишком сильно погрязли в своих пороках и чувствах. Слишком грешны мы, чтобы допустить нас к чему-то великому и возвышенному. Потому, все попытки князя помочь, сделать доброе дело, по сути, обернулись неудачей. Кто знает, быть может, если бы он не приехал в Россию, не погибла бы Настасья Филипповна, не уехала Аглая, не умер генерал Иволгин, и многого бы ещё не случилось...

Сам же этот светлый человек отдал все силы, пытаясь исправить чужие пороки, за что в итоге и поплатился своим разумом и здоровьем. Конец Льва Николаевича печален. Пророческим оказалось то самое стихотворение о бедном рыцаре. Здесь уместны строки:
" возвратясь в свой замок дальний,
жил он строго заключён,
всё безмолвный, всё печальный,
как безумец умер он."
В книге не описана смерть князя, речи о ней и не шло. Но эти строки говорят о смерти духа и веры. Снаружи он остался жив, но внутри он погиб. Болезнь снова вернулась, и частицы светлого ясного ума канули в небытие.

Помимо основного сюжета, конечно, здесь косвенно упоминаются и другие серьёзные вечные темы. Грань между жизнью и смертью заключённого, приговорённого к казни человека, которого оправдали и оставили в живых.

Несчастная девушка Мэри, которую совратил и обманул мужчина, бросив её на суд всей деревни. Поразило меня, какими жестокими могут быть люди из-за обычаев и традиций, принятых в обществе, даже несмотря на всю трагичность ситуации, бедную девушку никто не пустил к себе и она была вынуждена искать укрытия среди пасущихся коров и питаться объедками.

Речь о самых обычных людях, которые нужны лишь для массовки, скажем, так, подавляющее большинство. Как понять, действительно ли мы особенные или же просто обычные люди, пытающиеся казаться таковыми?

Социализм, либерализм, католицизм, атеизм и многое другое - предмет размышлений и рассказов Льва Николаевича, порой для вовсе неблагодарной публики.

Я ставлю 4 звезды книге лишь за то, что читается она не так уж просто и быстро, как обычный рядовой роман о любви или детектив. И конечно же сам осадок после прочтения всё ещё будет заставлять меня грустить некоторое время, ибо я желаю совсем другой судьбы вышеописанным героям, в особенности нашему дорогому князю Льву Николаевичу.

Комментарии


я желаю совсем другой судьбы вышеописанным героям, в особенности нашему дорогому князю Льву Николаевичу

А как бы вы закончили книгу?


Аглая Ивановна могла бы стать супругой для Евгения Павловича, в этом случае её судьба сложилась благополучно.
Настасья Филипповна была жертвой Рогожина, ей нужен был тыл, человек, который защитил и оберегал бы её саму. Возможно, это спасло бы ей жизнь. Но кто знает, возможно такая драматичная кончина была для неё успокоением.
Что же о самом Льве Николаевиче, я думаю, может быть, и не стоило ему  возвращаться на родину, он мог бы жить другой жизнью в другой стране.
Он мог бы удариться в религию и стать монахом.
В начале романа рассказывалось, что его полюбили деревенские дети в Швейцарии, кто знает, может быть ему стоило остаться с детьми и заниматься их просвещением.
Это лишь один из вариантов развития событий не со счастливым концом, как в детских сказках, но с благоприятным исходом для героев.

Аглая Ивановна могла бы стать супругой для Евгения Павловича, в этом случае её судьба сложилась благополучно.

Вам нравится Евгений Павлович? И как думаете, почему Аглая его не оценила? У нее были все шансы.

ей нужен был тыл, человек, который защитил и оберегал бы её саму.

Как бы он мог, по-вашему, выглядеть?

Но кто знает, возможно такая драматичная кончина была для неё успокоением.

Как была бы для любого из нас.

кто знает, может быть ему стоило остаться с детьми и заниматься их просвещением

В одном из вариантов Достоевский это планировал. Мышкин должен был создать "детский клуб". И привлечь к работе с детьми Настасью Филипповну. Аглая тоже на нечто подобное намекала. Автор вернулся к идее "детского клуба" в "Карамазовых".

Из семейства Епанчиных особенно выделяются такие персонажи, как Лизавета Прокофьевна, на словах порой резкая, но сердцем добрая и способная к сочувствию.

Но Настасью Филипповну ненавидела.


На мой взгляд, Евгений Павлович занимал нейтрально-положительную позицию в романе. Но как личность он мало раскрыт. В конце романа мне было приятно читать, что именно он позаботился о судьбе князя и писал письма в Россию.

Можно даже выразиться, что его было слишком мало, было бы интересно прочесть о нём самом. Он слишком идеален, у него прекрасная внешность, положение, достаток, он образован и умён, но для Аглаи он был не более, чем знакомый. Во-первых, Аглая была влюблена в князя, во-вторых, несмотря на все свои достоинства, Евгений Павлович был ненадёжным спутником в отношениях. Постоянство в любви с одной женщиной было не для него.

Если говорить о внешности, отойдя от описания Достоевского, в моей голове - это высокий статный молодой человек с тёмными волосами и приятными чертами лица, обладающий обаянием и повышенной коммуникабельностью.

В конце романа мне было приятно читать, что именно он позаботился о судьбе князя и писал письма в Россию.

Это правда. Писатель, относившийся к Евгению Радомскому скорее скептически, видимо поставил его на путь истинный. В конце книги делается намек на его особые отношения с Верой Лебедевой, самой светлой девушкой в "Идиоте". Можно предположить, что именно князь Мышкин положительно повлиял на Евгения Павловича.

Он слишком идеален, у него прекрасная внешность, положение, достаток, он образован и умён, но для Аглаи он был не более, чем знакомый.

Почему же, только из-за его сексуальных приключений? Или может быть Аглая не находила Радомского интересным и оригинальным?


У Аглаи было много поклонников, но и сама по себе она была очень избирательна и не так проста.
То, что ей пророчили идеального кандидата в лице Евгения Павловича, для неё ничего не значило.
Слишком просто, слишком предсказуемо, читателю сразу понятно, что Аглая не пойдёт таким путём, как говорилось в произведении, она бы предпочла жить с бедным студентом.

"Женский вопрос" не один раз упоминался в книге, что образованная женщина - это плохо. Аглая как раз-таки принадлежит к числу тех женщин, которые стремятся к свободе и независимости, она читала книги, получила образование, пусть даже дома, но всё же она была грамотна, мечтала поехать заграницу.

В лице бедного студента как раз и был князь. Она смогла его полюбить, но судьба распорядилась иначе.

"Женский вопрос" не один раз упоминался в книге, что образованная женщина - это плохо.

Разве Достоевский так говорил?

Аглая не пойдёт таким путём, как говорилось в произведении, она бы предпочла жить с бедным студентом... В лице бедного студента как раз и был князь.

Кажется, князь был не бедным и не студентом. Что же всё-таки в нём разглядела Аглая, что не увидела в "блестящем" Евгении Павловиче?


Разумеется нет, я упростила свой ответ. Но если говорить о положении  женщины в обществе в то время и о судьбе, которую пророчили родители Аглаи, то вариант "жили они долго и счастливо" явно не для нее. Она боролась за свою свободу, помимо своих внешних данных, она была развита интеллектуально.

И всё же, если перейти на саму личность Достоевского, то мы видим, что он испытывал неприязнь к феминисткам, борющимся за свои права. Аглая, как раз-таки, за свои права и свободу выступала.

"Бедный студент" - это клише, некий образ, контрастирующий с образом завидного жениха - Евгения Павловича.

В этом образе "бедного студента" выступает Лев Николаевич, немного странный, немного не в себе, но с добрыми намерениями, который способен оценить стремления и качества Аглаи Ивановны по достоинству. Он бы понял, что для неё ценно, что даёт ей дышать, и это явно не сидение подле мужа с ребёнком на руках, это нечто большее.
Аглая не из тех, для кого муж, семья, дети - конечная станция жизненной стабильности.

И всё же, если перейти на саму личность Достоевского, то мы видим, что он испытывал неприязнь к феминисткам, борющимся за свои права.

К феминисткам или нигилисткам? Разве Достоевский писал,

что образованная женщина - это плохо

или что женщина, например, не должна работать? Как будто наоборот, не находите?

Аглая, как раз-таки, за свои права и свободу выступала... Аглая не из тех, для кого муж, семья, дети - конечная станция жизненной стабильности.

Всё так. Аглая - "тургеневская девушка", даже пародия на этот литературный тип. Но каких качеств не хватило Аглае для успешной самореализации?

Значит, Аглая полюбила Мышкина за то, что он сумел ее понять? А Радомский бы не понял?


Язык фактов, обращение к истории и заметкам самого автора для более ясного понимания картины даёт нам непосредственное понимание происходящего в произведении.

Но помимо этого существует ещё и личная позиция читателя. Каждый из нас воспринимает по-своему написанное в книге. И да, я поняла это таким образом, как написала выше. Достоевский относился со скепсисом и к феминисткам и к нигилсткам. Его идеал женщины всем известен, он далек от образа Аглаи, и я думаю, что автор уготовал ей такую судьбу как раз-таки потому, что хотел продемонстрировать, к чему, якобы, ведёт женская жажда свободы и независимости. А вот сестра Аглаи вышла замуж и почти смирилась с характером мужа, почти под него подстроилась, потому и жила счастливо. Вот наглядное доказательство, демонстрирующее судьбу женщины, идущей, согласно его ценностям ( Аделаида Ивановна) и той, которая жила своим умом ( Аглая Ивановна).

Я думаю, что Аглае не хватало жизненного опыта, она поспешно приняла решение, выйдя замуж за самозванца. Её на этот резкий шаг сподвигла любовная трагедия, а уж там она просто поплыла по течению, связавшись не с теми людьми и компанией.

Льва Николаевича она полюбила ещё и за то, что он не стал бы ей перечить, делать из неё другого человека, подстраивать под себя. Он позволил бы быть ей самой собой. А это ли не главное для столь самовлюбленной и вспыльчивой особы?

А вот насчёт Евгения Павловича можно порассуждать. С одной стороны, если любовь к Аглае была чувством более серьёзным, чем его прошлые увлечения, возможно, у них бы и вышло что-то, но если приблизиться к реальности, то понятно, что он врятли изменился бы в этом плане и скорее всего игнорировал или вовсе порицал взгляды супруги. Со временем он бы остыл к ней и стал бы увлекаться новыми приключениями в тайне от Аглаи, а та бы жила в золотой клетке и кто знает, может быть, устроила бы заветный побег.

Кстати, рецензия неплохо читается, умеете облечь мысли.


Спасибо.

Роковая женщина - Настасья Филипповна Барашкова - невероятной красоты девушка, портрет которой свёл с ума Мышкина. Читатель может её полюбить или возненавидеть. Для одного - она заблудшая душа, наполненная гордостью и тщеславием, но с сердцем и надеждами, которые заточены глубоко в её душе. Для другого - это невыносимый ураган, причина сумасшествия Рогожина и душевной муки князя. На ум приходит известная фраза из фильма "Её преступление - её красота! ". И это действительно так.

Не находите, что все характеристики верны, но есть ещё что-то - объективные факторы, объясняющие (как минимум в значительно мере) ее поведение?

Я вот никогда не считал адекватным описание "роковая", хотя к образу Настасьи Филипповны оно применяется регулярно. В русской литературе НФБ почти кодификатор тропа. Тем самым комментаторы и критики подчеркивают, что молодая женщина радикально влияла на жизнь разных людей, сводила с ума, "устраивала эмоциональные качели". С другой стороны в ее судьбе чуть ли не каждый мужчина, исходя из этого определения, был роковым - начиная с Афанасия Тоцкого, сломавшего девушке психику, заканчивая Парфеном Рогожиным, воткнувшим в нее нож. И даже не очень харизматичные Ганя Иволгин и его семья сыграли в ее судьбе важную (и, конечно, негативную) роль. И даже князь Мышкин (как вишенка на торте) изрядно дестабилизировал Настасью Филипповну, хоть и желал ей добра и единственный пытался помочь.


В первую очередь, это сильная психологическая травма. Тоцкий совратил юную девушку, неизвестно, каким образом, возможно, что даже взял её силой, а это влечёт за собой новые последствия для её психики и мировоззрения. Сначала он завладел доверием юной девушки, поселил надежду, потом воспользовался ей, оставил, снова приехал, желал на ней жениться да передумал и так все эти годы, до начала этой истории.

Далее, Настасья Филипповна могла занять позицию, с точки зрения которой - любой мужчина - это зло. И она решила мстить всем и каждому, кто захочет посягнуть на неё и её сердце. Она доводила Тоцкого, держала его в страхе, Иван Фёдорович, позорил ей жемчуг, а Настасья Филипповна вернула его обратно, вспомните сцену со 100 тыс. рублей, которые Рогожин принёс ей, и где они оказались после?

А вот Мышкин был не из тех, кто падок на её красоту, он разглядел в Настасье Филипповне душу! Он увидел её доброе сердце, что она не та, за кого себя выдаёт, что внутри она человечна и способна к сочувствию, но это заточено глубоко у неё внутри.

Она как раз-таки и ушла от него, потому что несла разрушение и изменить себя была не в силах. Настасья Филипповна оставила князя, сбежав к Рогожину, понимая, что князю так будет лучше, что это убережёт его от неë.

Хорошо и понятно пишете.

Достоевский относился со скепсисом и к феминисткам и к нигилсткам. Его идеал женщины всем известен

Однако, в жизни писатель советовал молодым женщинам идти на работу. Для его времени такие взгляды были прогрессивными.

я думаю, что автор уготовал ей такую судьбу как раз-таки потому, что хотел продемонстрировать, к чему, якобы, ведёт женская жажда свободы и независимости.

Только ли "жажда свободы и независимости" - причина проблем Аглаи или может быть ещё что-то? Была ли она добра?

Я думаю, что Аглае не хватало жизненного опыта, она поспешно приняла решение, выйдя замуж за самозванца. Её на этот резкий шаг сподвигла любовная трагедия, а уж там она просто поплыла по течению, связавшись не с теми людьми и компанией.

Льва Николаевича она полюбила ещё и за то, что он не стал бы ей перечить, делать из неё другого человека, подстраивать под себя. Он позволил бы быть ей самой собой. А это ли не главное для столь самовлюбленной и вспыльчивой особы?

Совершенно согласен. Но между делом получается, что девушка была "самовлюбленной и вспыльчивой". Причем если в случае Настасьи Филипповны то же самое можно объяснить ее душевной болезнью, то Аглая вполне здорова. Разве что можно сослаться на подростковый возраст и всплеск гормонов.

А вот насчёт Евгения Павловича можно порассуждать. С одной стороны, если любовь к Аглае была чувством более серьёзным, чем его прошлые увлечения, возможно, у них бы и вышло что-то, но если приблизиться к реальности, то понятно, что он врятли изменился бы в этом плане и скорее всего игнорировал или вовсе порицал взгляды супруги. Со временем он бы остыл к ней и стал бы увлекаться новыми приключениями в тайне от Аглаи, а та бы жила в золотой клетке и кто знает, может быть, устроила бы заветный побег.

Снова согласен. Потому я удивился вашему первоначальному выводу

Аглая Ивановна могла бы стать супругой для Евгения Павловича, в этом случае её судьба сложилась благополучно.

"Злой бесенок" - ласково и точно называли Аглаю её родители. Местами меня её оскорбления выводили из себя. Бесконечно было жаль князя, который сидел и просто проглатывал каждое слово, что она говорила ему в лицо. Аглая доводила его до предела, он вставал и уходил, а потом снова они мирились и снова она была к нему зла. Да и не только к нему, ко всем. Жестокие оскорбления, особенно на публике, как она высмеивала князя! Это унизительно и отвратительно по отношению к такому светлому человеку, как Лев Николаевич.
Она была слишком капризна, её любила вся семья, она знала, что была самой красивой и любимой из дочерей. А пользоваться этим она уже была вольна так, как её душе угодно, вот и получались манипуляции, скандалы, обиды и прочее.