Больше рецензий

28 марта 2024 г. 23:42

80

5 Гимн смерти. Трилогия

"Придет серенький волчок и укусит за бочок..."

Острый мизантропический ум Лю Цысиня порождает удивительных чудовищ. Его книги ярки, захватывающи и пленяют своей научно-фантастической составляющей и сумасшедшими идеями: что шаровая молния из другой книги (упомянутая и здесь), что супер-компьютеры, свернутые до размера протона. И вот ты уже зажигаешься идеями, научным прогрессом, фантастическими перспективами непознанного... И тут Лю Цысинь вдруг говорит: а зачем? Все мы умрем...

Нет, конечно, не напрямую. Более того, видно, что он реально фанат науки и научных идей. Просто выходит далеко за границы человеческого бытия, рассматривая Вселенную с позиции некоего вневременного существа. Именно к такому выводу приходишь, закрывая последнюю страницу Вечной жизни Смерти . И из этого логично следует тот самый вывод-вопрос: а зачем?..

Складывается впечатление, что общество мизантропов - ученых и экологов, описанное в первой книге трилогии "Задача трех тел", списано с самого Лю Цысиня. По крайней мере, он там смотрелся бы органично. Впрочем, к такому выводу приходишь лишь дойдя до третьей книги серии, основательно погрузившись в беспросветность второй - Темный лес .

На мой взгляд, Лю Цысиню хорошо удалась только первая книга. Только в "Задаче трех тел" нам представлена понятная единая связная история. И пока сюжет не ушел далеко в будущее, а даже больше касался прошлого, он затрагивал струны души, да и выглядел вполне реалистично. Почти на протяжении всей книги можно было повторить вслед за Станиславским: "Верю" - да, это похоже на правду, на реальность. И в общем, лишь эта книга смогла гармонично объединить масштабность научно-фантастического замысла и художественную ценность. Книга читается хорошо и гладко. И к тому же оставляет шанс на хороший исход.

Но затем масштабность идеи перевешивает художественность книг-продолжений. И если Темный лес всё еще более-менее связанный текст, хотя и поражающий порой удивительным упрощением, то Вечная жизнь Смерти совсем теряет форму единого произведения, превращаясь по сути в огромный сборник рассказов, связанных между собой одним персонажем.

В какой-то момент предвзятость автора к обществу и стремление убить все живое начинают поднадоедать. И это сильно портит общую картину. К тому же, рамахнувшись на вселенский масштаб, Лю Цысинь начинает терять нити повествования: что-то теряется, что-то находится лишнее, что-то явно натянуто, как, например, наука двух звездолетов, отколовшихся от Земли, но при этом ничем земной науке не уступающая. И даже напротив - превосходящая. Когда успели?.. А главное - как?.. Теоретическая физика - очень дорогая и сложная наука. Вряд ли ей можно заниматься (даже в далеком будущем) в тесных помещениях корабля ограниченным контингентом пусть и выдающихся ученых (а выдающихся ли? Что они делали на этих кораблях, один из которых был боевым?)

В общем, и с художественной, и с научной точек зрения история начинает разваливаться.

А больше всего, конечно, угнетает концепция "темного леса". Понятно, что Лю Цысинь хочет предупредить о возможных опасностях. Но при этом он совсем не знает меры. Выходит такая извращенная модель человеческого общества, где все положительные моменты исключены, остались лишь насилие, страх и смерть. Однако если бы Лю Цысинь побольше обратил внимания на антропологию, то наверняка заметил бы, что совершенно разные общества независимо друг от друга приходят не к тотальной гоббсовской войне всех против всех, а к партнерству - пусть не идеальному и безоблачному, а очень сложному и непостоянному, перемежаемому войнами, но все же партнерству. Люди научились договариваться друг с другом, даже с врагом - ведь это единственный путь выживания и развития. И чем же жители Вселенной хуже?..

В этом плане "Темный лес" и "Вечная жизнь Смерти" несут скорее негатив, не вдохновляют, а опустошают и разочаровывают. Опускаются руки... А зачем?..

Конечно, Лю Цысинь глобально прав - мир конечен и все мы умрем. Ничто не вечно. Но увлекшись грандиозным планом смерти Вселенной, он походя лишил надежды. История, изложенная Лю Цысинем, конечно, хороша, но очень уж тосклива...