Больше рецензий
28 марта 2024 г. 19:48
272
4.5 «Я видела революцию, которая лишила меня семьи. Я пережила войну. А сломала меня самая обыкновенная любовная история.»
РецензияНевероятно смешная, проницательная и трогательная история, рассказанная в форме графического романа, иранской писательницы Маржан Сатрапи, который я хотела прочитать лет 10 точно.
В книге рассказывается о борьбе, через которую пришлось пройти иранскому народу. Изменения в культуре, формирование исламской революции и её последствия. Персеполис - не только древний разрушенный город в Иране, но и история детства Сатрапи, состоящая из четырёх частей. В ней рассказывается о подъёме Исламской революции и о наказаниях, которым подвергались те, кто не разделял эти взгляды. Через мысли и глаза Марджи мы видим, как разгорается исламская революция и как это влияет на общественную и личную жизнь её семьи. Мы видим, как она по-своему бунтует - борется за свободу и модернизацию, мечтает, переживает повседневную жизнь и борьбу, переживает семейные неурядицы и свою собственную идентичность через религию и её обычаи. Через эту книгу мы узнаём историю взглядов её родителей и бабушки на предыдущие эпохи и на то, как они изменились или повлияли на нынешнюю. Автор также рисует яркую картину того, каково это - быть женщиной в Иране в период политических и культурных перемен.
Родители автора богаты и относительно благополучны. Они не религиозны и считают, что Иран - не лучшая страна для их единственной дочери, поэтому отдают её во французскую школу. Они хотят, чтобы она переехала в Европу и жила в условиях свободы.
Маржан Сатрапи описывает очень интимные и пугающие истории тех, кто не вписывается в идеалы или идёт против них. Это часто заканчивается ужасом и террором с трагическим концом. Она также описывает, как во время политических преобразований на умы людей оказывают влияние, чтобы они шли навстречу власть имущим. Например, закрываются университеты, а в школах учат, что исламская революция - это правильный путь.
Когда исламисты закрывают двуязычные школы, Марджан в четырнадцать лет отправляют в Австрию. Эта часть рассказывает о посещении Сатрапи школ в Вене, бунтарстве, мальчиках, модернизации и бездомности. Также рассказывается о её возвращении в Иран, где всё ещё продолжаются последствия исламской революции: улицы переименованы в честь мучеников, исключительно строгие правила ношения женской одежды, правила, определяющие, с кем она ходит по улице. Эта часть даёт реальное представление о том, каково это - быть женщиной и каково это - быть семьёй в напряжённый период Исламской революции. Должна признаться, что у меня было очень мало знаний об истории Ирана, и мне было интересно узнать об этом, несмотря на часто преследующие последствия этой революции. Книга вызывает симпатию и сочувствие к иранскому народу и тем, кто страдает. Упрощённые черно-белые рисунки сделали эту историю доступной для восприятия, и чтобы читатель смог добиться реального восприятия и осознания этих политических и глобальных перемен. Рисунки добавили сложности повествованию, однако зачастую они были ещё и очень смешными!
В "Персеполисе" много злодеев, но нет героев, в основном это обычные люди с недостатками и изъянами. Кроме того, для меня это очень поучительная история, так как складывается представление о том, каково это - расти в Иране и быть иранцем в Европе.
Замечательное произведение, которое я очень советую к прочтению!
Комментарии
Вспоминается строчка Цветаевой:— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
В разных ситуациях вспыхивает и светит эта строка..
Про юмор.. наверно он и помогает пережить кошмары жизни. Тем более в детстве.
Юмор, как имунная система души..
Если не ошибаюсь, есть фильм по книге. Или ошибаюсь?
Спасибо за интересную рецензию, Мария!
Спасибо большое, что читаете, Саша!)
Да, вы правы. И он очень достоин внимания. Смотрела его в далёком 2007 году, теперь пересмотрю после долгожданного знакомства с оригиналом.)