Больше рецензий

booktherapy

Эксперт

по погружению в мир слов и историй.

28 марта 2024 г. 19:48

272

4.5 «Я видела революцию, которая лишила меня семьи. Я пережила войну. А сломала меня самая обыкновенная любовная история.»

Невероятно смешная, проницательная и трогательная история, рассказанная в форме графического романа, иранской писательницы Маржан Сатрапи, который я хотела прочитать лет 10 точно.

В книге рассказывается о борьбе, через которую пришлось пройти иранскому народу. Изменения в культуре, формирование исламской революции и её последствия. Персеполис - не только древний разрушенный город в Иране, но и история детства Сатрапи, состоящая из четырёх частей. В ней рассказывается о подъёме Исламской революции и о наказаниях, которым подвергались те, кто не разделял эти взгляды. Через мысли и глаза Марджи мы видим, как разгорается исламская революция и как это влияет на общественную и личную жизнь её семьи. Мы видим, как она по-своему бунтует - борется за свободу и модернизацию, мечтает, переживает повседневную жизнь и борьбу, переживает семейные неурядицы и свою собственную идентичность через религию и её обычаи. Через эту книгу мы узнаём историю взглядов её родителей и бабушки на предыдущие эпохи и на то, как они изменились или повлияли на нынешнюю. Автор также рисует яркую картину того, каково это - быть женщиной в Иране в период политических и культурных перемен.

Родители автора богаты и относительно благополучны. Они не религиозны и считают, что Иран - не лучшая страна для их единственной дочери, поэтому отдают её во французскую школу. Они хотят, чтобы она переехала в Европу и жила в условиях свободы.

Маржан Сатрапи описывает очень интимные и пугающие истории тех, кто не вписывается в идеалы или идёт против них. Это часто заканчивается ужасом и террором с трагическим концом. Она также описывает, как во время политических преобразований на умы людей оказывают влияние, чтобы они шли навстречу власть имущим. Например, закрываются университеты, а в школах учат, что исламская революция - это правильный путь.

Когда исламисты закрывают двуязычные школы, Марджан в четырнадцать лет отправляют в Австрию. Эта часть рассказывает о посещении Сатрапи школ в Вене, бунтарстве, мальчиках, модернизации и бездомности. Также рассказывается о её возвращении в Иран, где всё ещё продолжаются последствия исламской революции: улицы переименованы в честь мучеников, исключительно строгие правила ношения женской одежды, правила, определяющие, с кем она ходит по улице. Эта часть даёт реальное представление о том, каково это - быть женщиной и каково это - быть семьёй в напряжённый период Исламской революции. Должна признаться, что у меня было очень мало знаний об истории Ирана, и мне было интересно узнать об этом, несмотря на часто преследующие последствия этой революции. Книга вызывает симпатию и сочувствие к иранскому народу и тем, кто страдает. Упрощённые черно-белые рисунки сделали эту историю доступной для восприятия, и чтобы читатель смог добиться реального восприятия и осознания этих политических и глобальных перемен. Рисунки добавили сложности повествованию, однако зачастую они были ещё и очень смешными!

В "Персеполисе" много злодеев, но нет героев, в основном это обычные люди с недостатками и изъянами. Кроме того, для меня это очень поучительная история, так как складывается представление о том, каково это - расти в Иране и быть иранцем в Европе.

Замечательное произведение, которое я очень советую к прочтению!

Комментарии


Эта часть даёт реальное представление о том, каково это - быть женщиной и каково это - быть семьёй в напряжённый период Исламской революции.

Вспоминается строчка Цветаевой:— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

В разных ситуациях вспыхивает и светит эта строка..
Про юмор.. наверно он и помогает пережить кошмары жизни. Тем более в детстве.
Юмор, как имунная система души..
Если не ошибаюсь, есть фильм по книге. Или ошибаюсь?

Спасибо за интересную рецензию, Мария!


Спасибо большое, что читаете, Саша!)

Если не ошибаюсь, есть фильм по книге.

Да, вы правы. И он очень достоин внимания. Смотрела его в далёком 2007 году, теперь пересмотрю после долгожданного знакомства с оригиналом.)