Больше рецензий

27 марта 2024 г. 19:28

58

3

В моем детстве не было Алисы Селезневой, так что никаких ностальгических эмоций этот сборник во мне не вызывает. Поэтому оценивать его могу исключительно с точки зрения взрослого человека, и, увы, это играет совершенно не на пользу.
Ясно, что целевая аудитория повестей и рассказов из этого сборника - дети младшего школьного возраста или даже дошкольники. Поэтому автор прибегает к упрощениям или просто оставляет без внимания многие "неважные" аспекты. От этого рассказы кажутся довольно бедными, плоскими и полными противоречивых фактов. Например, Алиса и компания с легкостью летает на космических кораблях, но обязательно должна быть дома к определенному родителями времени. Или в мир всеобщего прогресса и роботизации домашние дела остаются исключительно ручными (как мойка посуды).
Некоторые эпизоды выглядят откровенно дискриминирующими. Наибольшая концентрация сексистских, шовинистских высказываний в повести "Гай-до", вынесенной в название сборника. Место женщины определяется босой, нянчащей детей и варящей борщи. Автор четко проговаривает то, что женщине противопоказано - спорт, качественное обучение, интеллектуальная деятельность.
Вообще все рассказы и повести грешат максимализмом и жесткими рамками, что должна считаться хорошим, а что - плохим. Для детей возможно это серьезно упрощает восприятие. Но для взрослого человека местами выглядит диковато.
Мне безобидные детские приключения местами напоминали "Осиную фабрику", "Кричащую лестницу" в худших своих аспектах. А поведение Алисы - Грету Турнберг в своей чрезмерности.