Больше рецензий

26 марта 2024 г. 17:15

214

5 Недетская повесть Александра Куприна... или История жертвенной христианской любви...

картинка GaarslandTash

Совмещение в данном сборнике Александра Куприна рассказов для детей и повести "Гранатовый браслет" вызвало у меня форменное замешательство... Ведь "Гранатовый браслет" никоим образом нельзя причислить к детской литературе. Эта повесть рассчитана на уже подготовленного взрослого читателя... Для детского восприятия "Гранатовый браслет" представляет определённые сложности, особенно если учесть тот факт, что невозможно осознать глубину этого произведения без христианского мировосприятия... На мой взгляд, эта небольшая повесть Куприна является своеобразной иллюстрацией к словам апостола Павла об истинной Любви... Правда в этой истории есть небольшой нюанс, который даёт пищу для размышлений... В истории о трагической любви телеграфиста Желткова, которая позиционируется как образчик христианского самопожертвования мне кажется упускается одна немаловажная деталь, а именно - влюблённый телеграфист Желтков преследует своими письмами замужнюю женщину... связанную узами брака, скреплённого венчальным обрядом... А между тем в Евангелии от Матфея сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»... То есть, преследуя замужнюю княгиню Веру своей любовью Желтков тем самым поступает совершенно противоположным образом... Своим легкомысленным поведением герой компрометирует Веру и ставит под удар их отношения с князем Василием... Но более всего в этом персонаже меня угнетает то, что Желтков кончает жизнь самоубийством... А ведь самоубийство в христианстве является пожалуй самым страшным грехом, потому как согласно канонам самоубийц запрещено отпевать и хоронить за церковной оградой... Единственное, что не возбраняется в отношении самоубийцы - это возношение за него келейных молитв... Как сам факт подобного разрешения трагической любви в повести Куприна повлияет на неокрепшие умы мне сложно предположить... Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что включение "Гранатового браслета" в обязательную школьную программу является ошибкой... Как ошибочно и утверждение, что Желтков - это образчик жертвенной христианской любви... И всё же в повести Александра Ивановича Куприна есть персонаж, который полностью соответствует той Любви о которой говорит в своём послании апостол Павел... Это - генерал Аносов... Пожалуй ни один другой персонаж из "Гранатового браслета" не подаётся автором столь возвышенным и привлекательным для читателя:

"По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, — черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной физической и нравственной выносливости..."

Аносов - это кредо Куприна... Именно через этого второстепенного персонажа автор доносит до читателя главную идею своей повести... Бесконечно прекрасен духовный подвиг Аносова, который, на мой взгляд, является настоящим примером христианской жертвенной любви... Это история, связанная с отказом Аносова расстрелять безоружных пленных:

" Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской. Он и на эту войну пошел бы без колебаний, но его не позвали, а у него всегда было великое по скромности правило: «Не лезь на смерть, пока тебя не позовут». За всю свою службу он не только никогда не высек, но даже не ударил ни одного солдата. Во время польского мятежа он отказался однажды расстреливать пленных, несмотря на личное приказание полкового командира. «Шпиона я не только расстреляю, — сказал он, — но, если прикажете, лично убью. А это пленные, и я не могу». И сказал он это так просто, почтительно, без тени вызова или рисовки, глядя прямо в глаза начальнику своими ясными, твердыми глазами, что его, вместо того чтобы самого расстрелять, оставили в покое..."

А ведь Аносов, отказываясь расстрелять пленных безусловно подвергал себя смертельному риску, но это нисколько не повлияло на его решимость быть истинным последователем Христа до конца...

Отсутствие семейного счастья, предательство жены, сбежавшей с проезжим актёром нисколько не озлобили этого величественного человека и он:

"В г. К. он и сблизился с семьей Тугановских и такими тесными узами привязался к детям, что для него стало душевной потребностью видеть их каждый вечер. Если случалось, что барышни выезжали куда-нибудь или служба задерживала самого генерала, то он искренно тосковал и не находил себе места в больших комнатах комендантского дома. Каждое лето он брал отпуск и проводил целый месяц в имении Тугановских, Егоровском, отстоявшем от К. на пятьдесят верст... Он всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту детвору, особенно на девочек..."

В истории генерала Аносова можно также усмотреть отсылку, в которой автор сообщает читателю, чем могла бы завершиться история любви телеграфиста Желткова и Веры Шеиной, если бы последняя ответила на его чувство...

Вот такая непростая недетская повесть вышла у Куприна...

Комментарии


Здравствуйте!

Повесть, как и Ваша рецензия, просто отличные!
Спасибо!


Здравствуйте!
Спасибо, Давид!


Как сам факт подобного разрешения трагической любви в повести Куприна повлияет на неокрепшие умы мне сложно предположить... Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что включение "Гранатового браслета" в обязательную школьную программу является ошибкой...

Повесть в программе 11 класса. Выпускников, конечно, уже сложно назвать детьми, но и самостоятельными взрослыми они также ещё не являются. Потому, наверное, и нужны такие произведения для программы, они должны толкать вперёд понимание всей сложности человеческих взаимоотношений.
В программе 11 класса есть на мой взгляд и более масштабные литературные полотна : "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" и "В окопах Сталинграда", да и поэтическая часть очень серьёзна. Думаю, что она составлялась далеко не бездумно, хотя её восприятие нами, давно закончившими школу, сугубо индивидуально.


ваша рецензия мне дала понять, что я никогда не думала о рассказе куприна и соотнесении Желткова с христианской идеей, как и рассказа в целом. Тут бы я обратилась первоначально к отношению самого Куприна и религии, честно говоря. Для меня Желтков всегда был таким "маленьким героем", который честно и преданно любил веру. А вот религиозный аспект никогда здесь не усматривала... Ваше разъяснение рассказа настолько глубоко и необычно для меня... Перевернуло всё в его понимании. Знаете, я подумала, что, по сути, если рассматривать любую книгу только с христианской морали, то сколь многие авторы не попали бы вовсе в школьные учебники. Светские учебники, конечно. С уважением.