Больше рецензий

Гимадиева Фануза (book_fanuzag)

Эксперт

И Книжный обозреватель

25 марта 2024 г. 18:18

186

4.5 Ложь – это система жизни, в которой мы живем. Виски – один выход, смерть – другой

С творчеством Теннесси Уильямса я познакомилась ещё летом 23 года. Тогда это была его пьеса «Трамвай Желание», впервые изданная в серии «Эксклюзивная классика». Скажу честно, что знакомство прошло на редкость хорошо и я бы даже сказала отлично, потому что я не раз мысленно возвращалась к произведению, вновь обдумывала поступки и слова героев, будто пытаясь обнажить второй, ранее неувиденный пласт.

Но после прочтения другой пьесы, мои мысли свернули в иное русло и обрели новую почву для размышлении. Так, мелкой поступью, мы приближаемся к «Кошке на раскаленной крыше» - пьесе, пропитанной искусственностью, что прорастает в реальность, пускает свои корни и душит каждого, кто решится пойти против неё.

Чтобы лучше понять аутлайн, достаточно представить следующую картину: вы отказываетесь на острове и вдруг взглядом натыкаетесь на возвышающееся вдалеке поместье, источающее роскошь и величие, бежите прямо к нему, восхищаясь сие великолепной находкой, но когда настигаете ворот, подозреваете, что здесь дело нечисто. Заглядываете за поместье, а там к вам приходит осознание: это огромная картонка, подпертая дощечками, иными словами, умелая декорация для сцены.

В данной пьесе все обстоит абсолютно идентично: у нас есть интеллигентная обеспеченная семья, владеющая десятками гектаров земли, прямо образец для всех остальных, но оказалось, что их состоятельность - картонка, за которой скрываются загнивающие в тишине души.

Если что-то грызет твою память и рвет воображение, молчание не поможет. Нельзя запереть горящий дом на ключ в надежде забыть о пожаре. Сам по себе пожар не утихнет. Если о чем-то долго молчишь, оно растет, растет в тишине, как опухоль…

У родителей, сколотивших капитал, есть двое сыновей. У одного уже есть любимая жена и пятеро (шестой на подходе) детей, а другого бутылка спиртного и женщина, которую он презирает всей душой - Мэгги. Стоит отметить, что сама по себе Мэгги - на первый взгляд сорвавшая куш в виде богатого жениха после жизни в бедности - очень сильная героиня, потому что не каждому удастся так лихо балансировать на раскаленной крыше судьбы, точно кошка, понимая, что место отца-алкоголика занял её супруг. Так еще и масла в огонь подливают все оставшиеся члены семьи, видя в ней ту самую соринку, которую требовалось устранить.

Оказывается, можно быть одинокой, когда живешь с человеком, которого любишь. Даже больше, чем когда рядом нет никого и ты совершенно одна.

И если с Мэгги всё более-менее ясно, то немало вопросов у меня вызвал её муж Брик. Я определила его для себя в ряды так называемых серых персонажей, к которым испытываешь одновременно и симпатию, и жалость, и осуждение в едином флаконе. Брик на протяжений всей пьесы заглушает внутренние переживания спиртным, оправдываясь тем, что его поезд ушел и бежать за ним как минимум абсурдно. Соглашусь, то, как его личная трагедия была вплетена в сюжет мне очень понравилось.

И казалось бы, Брик в жене не нуждается и своим видом демонстрирует недовольство, против них в семье строят заговор, но тем не менее Мэгги пытается ему помочь, всячески тянет руки, хоть и знает, что никто за нее ухватится. На этой героине держится не только гнусное семейство, но и вся пьеса в целом. Она и есть та кошка на раскаленной крыше.

Если двое оказались в одной лодке, надо заботиться друг о друге.

Здесь еще можно провести параллель между отношениями Брика и Мэгги и его отца и матери, однако, полагаю, что это будет настолько большим жирным спойлером, что отобьет любое желание читать.

Подводя итог, могу сказать, что “Кошка на раскаленной крыше” - это пьеса, заставляющая задуматься о многом: быстротечность жизни, лживость за добродетелью, боль за молчанием. Читайте, чтобы как Мэгги узреть всё это своими глазами.