Больше рецензий

hippified

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2024 г. 10:07

385

0 Абсурд как искусство

Абсурдистская проза сегодня не в чести. Возможно, потому, что наша жизнь, если просто пролистывать новости в ленте, и так похожа на какую-то сплошную "Алису в Стране чудес", где вместо чудес одни кошмары. Но написать в этом жанре так, чтобы ты не крутил пальцем у виска с десятой страницы, а сами тексты не напоминали больные фантазии школьника, – отдельный вид искусства. И японская писательница Саяка Мурата хорошо освоила этот навык.

Начинала она с реалистичного автобиографического романа "Человек-комбини", где ловко передала социальные и личностные проблемы на собственном опыте работы в магазине (комбини – вроде наших "24 часов", у дома), но затем стала двигаться в более абсурдную, как бы сказала молодёжь, кринжовую сторону. В "Земляноидах" позволила себе лёгкую антиутопию, которая била наотмашь по нормам современного японского общества.

И даже теперь, когда у нас в руках сборник сюрреалистических и местами безумных рассказов, где то покойников вместо захоронения едят (и появляется целая пищевая культура), то люди ощущают себя бетонной коробкой под ипотеку, основные темы не изменились. Мурата протестует против ролевых моделей, нормальности, в которой мы вынуждены жить независимо от наших желаний, навязанных ценностей. А для этого она просто выворачивает общественную и личную жизнь наизнанку, чтобы показать в утрированном смысле, до чего мы дошли.

Как и в предыдущих книгах, собранные зарисовки – эдакие гимны нонконформизму, индивидуальности, призыву жить, не оглядываясь по сторонам. Но учтите момент: они не для всех. Странные истории с извращённой логикой и натурализмом могут попросту не подойти более казуальным читателям. Будьте готовы!


Книжный обзор Metro