Больше рецензий

23 марта 2024 г. 04:20

58

5 Париж, в котором русские лишь незванные гости на празднике жизни

Достаточно интересное чтиво для человека недавно начавшего изучать этот небольшой промежуток из истории россии – первые десятилетия до революции 1917 и после неё. Кто бы мог подумать, что спустся два века после поездки Петра I в Париж наши отношения с Францией сложаться столь трагично, а "окно в Европу" закроется железным занавесом. Сейчас я пытаюсь добраться до той "старой россии", которую стремились сохранить герои этой книги, до тех времён, когда в каждом городе ещё не было одинаковых улиц: Ленина, Сталина, Горького, Маяковского, Луначарского и др.

Как показал Евгений Замятин в романе "Мы" (1925), режим, который выкорчевывает прошлое страны, не может допустить, чтобы это прошлое где-то любовно сохранялось от забвения, порож­дая при этом сомнения в официальном мифе о проис­хождении этого государства.

Но особенно грустно, что даже в современной россии мы не рефлексируем на тему своего прошлого, не вырабатываем личное отношение к происходящему. Вопросы задавать запрещено, "Мемориал" закрыт, как и дела жертв политических репрессиий. Арихвы эмиграции, которые оказались под конец второй мировой в СССР на правах секретных материалов до сих пор не были ни опубликованы ни возвращены законным владельцам, а ведь уже 33 года прошло.

Многие поэты и писатели, которых уже несколько поколений изучают в школе – были частью белой эмиграции. Однако сей момент часто опускают в их биографии. Эта книга слово длинный список самых известных и талантливых русских деятелей искусства 20-го века. Впрочем не только тех, кто был не согласен с красной партией. Париж посещает самая разнообразная публика. Тот же Луначарский. К сожалению, несмотря на паспорта Нансена, введенные в 1922 году – у эмигрантского сообщества "птичьи права", проблемы начинаются уже после подписания Брестского мира, где русских клеймят предателями, а потом и вовсе:

1 октября 1945 года только Франция высылает в СССР 101 000 советских перемещенных лиц.
После этого, как пишет Ж.Кудри, "опускается железный занавес забвения": западным державам, выдавшим СССР всего 2 270 000 советских военнопленных, абсолютно без­различна судьба этих людей, которых Сталин, в нарушение всех своих обещаний, сошлет в Сибирь.

Ничего хорошего о западных державах я сказать не могу, что 100 лет назад они выражали озабоченность, что сейчас; им плевать сколько людей гибнет в Украине, тогда было плевать сколько погибнет от кровавого теорора. Потому что ввязываться в "чужие конфликты" никто не хочет и такова вся мировая история.

Общий итог
Было бы здорово если бы автор приложила хоть какие-то ссылки/сноски на материалы, в том числе на арихивы, например те, что были проданы в американские университеты (я знаю, что они проводят оцифровку). Это основное чего мне не хватило в книге.

Пока французские дамы раздавали пощечины русским прямо на улице, а в ссср насиловали "буржуек" – по итогу весь 20-й век погряз в крови фашизма, нацизма, коммунизма и тотальной ненависти к евреям/мигрантам/черным/белым/богатым/бедным и т.д. Очень грустно. Но был ли хоть один век без войн и поисков врагов?

В "Путеводителе по рус­скому Парижу" Р. де Понфили приводит рассказ худож­ницы Маревны (псевдоним М.Б.Воробьевой-Стебельской) о характерном для того времени случае, когда на улице Вавен ее публично оскорбила рыночная торговка:
Еще одна из этих грязных русских, что едят хлеб наших де­тей!.. Знаем мы теперь этих русских! Отъявленные негодяи! Трусы!
Предатели!..
И она с ненавистью ударила меня по лицу.
Дама, которая шла рядом со мной, пожалела меня:
- А х, эта война! Какими плохими и злыми становятся из-за нее люди! Русские, конечно, нас бросили, но вы здесь ни при чем..."