Больше рецензий

20 марта 2024 г. 19:57

64

5

В университете мы читали «Сагу о Вельсунгах» — это исландский источник, на который позже опирается «Песнь о нибелунгах». В «Вельсунгах» подробно описано путешествие Сигурда (Зигфрида) за сокровищами, которые позже будут называть сокровищами нибелунгов. Мне особенно запомнилась одна сцена: Сигурду, пересекавшему реку на пути к пещере, в которой обитал дракон, какое-то морское существо — то ли змей, то ли кто-то еще, точно не помню — преграждает путь и говорит, что если Сигурд пойдет дальше, его самого и всех его потомков ждет не просто смерть, а смерть в ужасных мучениях. Но Сигурд отвечает ему: «Я не могу не пойти». И в этой простой, казалось бы, фразе, на мой взгляд, заключается суть всех великих эпических произведений: Сигурд не может не пойти не потому, что он сам так хочет, а потому, что такова его судьба, таково его предназначение. Для меня в этой сцене воплощен и трагизм кончины нибелунгов, и трагизм самой жизни: порой случаются страшные вещи, которые, увы, никак (или почти никак) не зависят от нашей воли, вещи, которые в одночасье меняют, переворачивают с ног на голову все, что ты знал и во что верил. И сделать с этим ничего нельзя — только жить дальше. Ответ Сигурда для меня стал примером великого, пожалуй, мужества — ну, иного у главного героя эпоса быть и не может.

Что касается текста «Нибелунгов», мне было интересно читать его и находить какие-то параллели с первоисточником, скажем так. Разумеется, следить и за самой историей. Сложно писать отзывы на произведения, без которых в принципе невозможно изучение какой бы то ни было литературы, но что я точно могу сказать, так это то, что из всех прочитанных мною эпических произведений «Нибелунги», пожалуй, мое любимое.

Мне нравятся в нем типажи почти всех героев, очень интересно (и страшно) наблюдать за их трансформацией. «Нибелунги», наверное, лично для меня один из самых человечных эпосов, при прочтении не получалось не сопереживать, скажем, Кримхильде и Брюнхильде. Я не выделяю их как центральных персонажей, но их судьба не могла не вызвать отклик. Настоящая трагедия Брюнхильды, которая, потеряв пояс и кольцо и будучи взятой Гунтером, потеряла свою богатырскую силу. Кримхильда, которая, по прошествии стольких лет, не оказалась от идеи кровавой мести, не забыла зла и принесенного ей горя. Кажется, будто бы немного наивно испытывать к эпическим героям неприязнь или презрение, но по-другому у меня не получалось, я хваталась за эту месть, за идею мести вместе с Кримхильдой, сгорала от ярости и скорби вместе с ней.

На протяжении всего текста с читателями не заигрывают — все знают, что произойдет, а если не знают, то нам регулярно напоминают, что конец у этой истории несчастливый: то тревожный вещий сон, то роковая оплошность. Но читать это — все равно, что читать древнегреческие трагедии: читаешь не ради сюжета, а ради того, как это рассказано. В отдельно взятых героях мы видим воплощение всего народа, черты характера, доведенные до экстремума, — неверятные выносливость, доблесть, храбрость, честь, горе, злость, коварство.

Меня поразило при прочтении еще и то, какими некоторые персонажи воспринимаются в начале, а какими — в конце. Например, в случае с Кримхильдой: поначалу она ослепительная красавица, полная лишь добродетелей, а в конце мы видим измученную женщину, отомстившую своему врагу ценой жизни собственной, своего сына и своего народа. Убивающий ее Хильдебранд называет ее дьяволицей.

В общем и целом, «Нибелунги» для меня, как я уже говорила в начале, — это произведение о неотвратимости жизни. Необязательно что-то, как в эпосе, предначертано нам судьбой, необязательно оно сбудется так или иначе, хотим мы того или нет, но если мы выбираем жить, то вряд ли избежим осознания, насколько мы перед этой жизнью бесконечно бессильны. Странным образом чтение мирового эпоса с этим осознанием примиряет.


Комментарии


Кримхильда не хотела замуж, потому что лишение девственности было равноценно лишению её красоты, что и произошло. В случае с Брюнхильдой - теряет свою силу.