Больше рецензий

Книгосерфер Вета (vetathebooksurfer)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2024 г. 12:33

197

4

Один свободный философ дарит главному герою персидский ковер, мол, разгадай, что символизирует мой подарок. Эта история сама по себе как полотно: и нестандартная, и похожая одновременно на «Мельницу на Флоссе», «Американскую трагедию» и «Подростка».

Повествование крутится вокруг Филиппа, сироты с небольшой хромотой. Роман очень длинный, но прям сюжет-сюжет начинается приблизительно со второй половины книги. Первую же половину описывается детство героя, да и то очень широкими мазками - одна маленькая глава на один эпизод.

Каждую главу мы начинаем с горячей убежденности в чем-нибудь одном, в середине взгляды кардинально меняются, только чтобы к концу главы придти к убежденности в совершенно обратном. То Филипп совершенно очарован каким-нибудь уличным философом, то на следующей же странице «этот художник явно не мог создать для себя ничего, кроме прозябания».

В аннотации говорится только про одну пассию Филиппа, экранизация 1964-ого показывает максимум трех барышень. Однако весь роман написан приемом «А что было бы, если бы»: Филипп только распланировал/смирился/захотел - бац! Уже и не надо. Думаю, это и есть основной мотив романа, а не «роковая женщина портит милого мальчика».

Филипп вечно хочет доказать, что он не верблюд, мечется из Лондона в Париж в погоне за какой-то мечтой. Однако и рационального в нем немало, он в состоянии вовремя разочароваться в человеке или в образе жизни. Но опять-таки не всегда, подчас Филипп становится откровенно жестоким. Как-то в массовой культуре сложилось мнение, что одна из его пассий - Милдред - очень плохой человек. Но, боюсь, в данной ситуации коса нашла на камень - разве нормально позволять собой пользоваться, когда девушка сбежала от тебя уже два раза? Их отношения в какой-то момент превращаются во взаимовыгодный садомазохизм. Конечно, мне совершенно не понятно поведение Милдред, когда она совсем опустилась - тебя от проституции спасли, от верной смерти, чего тебе еще надо?

Возможно, метаниями главного героя Моэм хотел показать, что в жизни вообще не бывает ничего черного и белого? В принципе, вариант не далек от истины, но пока доберешься до сути дела, тебя буквально заколебает «арка становления персонажа». Понятно, что без нее никуда, понятно, что она и так широкими мазками писана. В целом, роман интересный, но вещь в себе, как говорится. Если любите наблюдать за метаниями, когда человек вот уже все решил, все придумал, принял, а тут раз - уже и не надо! - то вам сюда.

Подписывайтесь на мой телеграм!