Больше рецензий

18 марта 2024 г. 23:17

64

5

Эта книга для меня оказалась настоящим введением в гомерологию. Автор затрагивает очень широкий спектр вопросов в своей работе: авторство, композиция, датировка поэм и событий, описываемых в них, география плавания Одиссея, создавались ли и бытовали ли поэмы изначально в устной традиции или были записаны автором, о происхождении гекзаметра, о принципах индивидуации героев поэм, о том, верил ли автор в богов или был близок к воззрениям ионийских философов, об источниках, которые использовались Гомером. Очень интересно знакомиться не только с выводами автора, но и с используемыми им методами реконструкции. При том, что греческая эпическая поэзии прочно ассоциируется в нашем восприятии с гезаметром, гипотеза о том, что гекзаметр не характерен для ритмики греческого языка и, скорее всего, он был унаследован от догреческого населения и приспособлен для эпической поэзии, выглядит абсолютно неожиданной. Как и принято в научной литературе, по каждому вопросу излагаются основные точки зрения и используемые аргументы. И в этих историографических введений можно найти тоже довольно много интересной и познавательной информации. Например, было интересно узнать про полевые исследования М.Парри и Лорда в Югославии, которые показали, что некоторые певцы могут держать в памяти и исполнять от 200 000 до 400 000 стихов. Очень богатая идеями и конкретным материалом работа, так что ее смело можно рекомендовать всем интересующимся античной историей и литературой. Правда, надо предупредить, что это все же научная работа. Для меня лично она увлекательна не меньше, чем хороший детектив, но все же требуется, наверное, привычка читать научную гуманитарную литературу, для неподготовленного читателя она может показаться сложной.